Трудно переоценить значение Крайнего Севера для экономики страны. Здесь добывают 91% природного газа, здесь сосредоточено 40% запасов золота, 60% - нефти, 90% - хрома и марганца, 47% - платины, 100% - алмазов.
В то же время северные и арктические регионы России, несмотря на их важное геополитическое значение для всей страны, находятся сегодня в крайне сложной социально-экономической ситуации. Только 6 из 24 северных субъектов являются недотационными, в остальных инфраструктура развита слабо, уровень жизни - низкий. Высокие издержки производства, не обеспеченные соответствующими компенсационными механизмами, приводят к тяжелому финансовому положению предприятий и, как следствие, низкому качеству жизни работников.
Именно поэтому участники парламентских слушаний "Модернизация и повышение конкурентоспособности секторов экономики и социальной сферы северных и арктических регионов России: законодательный аспект" отметили необходимость скорейшей модернизации управления регионами, что послужило бы важным шагом на пути к инновационному прорыву в конкурентных секторах экономики России. По словам председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентины Пивненко, сегодня развитие Севера и Арктики невозможно без проведения наступательной государственной политики, а рассмотрение территорий исключительно как сырьевого придатка страны может привести к еще большему ухудшению ситуации в регионе.
Важным фактором для улучшения ситуации в экономике северных территорий и страны в целом является развитие Северного морского пути. Этому направлению, по мнению полярника Артура Чилингарова, нужно оказать особую поддержку со стороны государства. Но закон о Севморпути лежит без движения в правительстве уже почти два года. По мнению Валентины Пивненко, настала пора серьезно модернизировать рыбохозяйственную отрасль. Для этого необходимо разработать специальную программу рыболовецкого флота. Особенно это стало актуально в связи с ратификацией договора между Россией и Норвегией в этой области.
Еще одна серьезная проблема, которая до сих пор не решена, - модернизация северных городов. В частности, речь идет о модернизации ЖКХ, создании современных комфортных условий проживания. В мае комплексная программа мер в этой области будет рассмотрена Cоюзом городов Заполярья и Крайнего Севера.
Северяне хотят добиться, чтобы государство выработало и реализовало Стратегию социально ориентированной северной политики. Основными направлениями Стратегии должны стать: увеличение доходов северян в два-три раза, предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение; возможность приобретения льготных авиабилетов; установление платы услуги ЖКХ не выше 10% среднедушевого дохода семьи.
Стихийно сложившаяся структура действующего законодательства, регулирующего социальные и экономические отношения в Арктике, неблагоприятно сказывается на эффективности государственного управления макрорегионом. Нужны новые законы, которые готовит минрегион. По словам заместителя министра регионального развития РФ Александра Викторова, работа над "Стратегией развития Арктической зоны России и обеспечением национальной безопасности до 2020 года" завершена. Следующий документ, который готовит министерство, - "Программа реализации Стратегии". Он сейчас находится в стадии согласования. Идут постоянные совещания по тексту документа с региональными структурами. Третий важнейший документ - закон о южной границе Арктической зоны - находится в стадии разработки. Он будет утвержден в 2013 году.
Выступающие на слушаниях подчеркивали, что высокие издержки хозяйственной деятельности в Арктике определяют целесообразность развертывания здесь мегапроектов, способных максимально использовать эффекты экономии на масштабе операций. Эти крупные стройки помимо экономической выполняют еще и геополитическую функцию укрепления присутствия страны на отдаленных территориях.
Освоение морских нефтегазовых месторождений в сложных ледовых условиях - это высокотехнологичный процесс, который обусловливает инновационное развитие многих отраслей. Поэтому изучение и освоение ресурсов арктического континентального шельфа станет катализатором перехода всей российской экономики на инновационный путь развития.