На сайте Минобрнауки опубликован доработанный проект стандартов для старшей школы

На сайте Минобрнауки опубликован доработанный проект стандартов для старшей школы. Напомним, это уже третий вариант того самого проекта, который был вынесен для всеобщего обсуждения и вокруг которого разгорелись нешуточные страсти.

так, что появилось нового? Идея та же - возможность выбора дисциплин и изучение их на разном уровне. А вот детали существенно изменились. Например, вначале предполагалось, что в школах будет три предмета, которые школьникам предложат изучать на едином базовом уровне - физкультура, ОБЖ и "Россия в мире". Теперь "Россия в мире" отнесена к "Общественным наукам" и будет преподаваться на интегрированном уровне. Физкультура и ОБЖ остались обязательными для всех.

Первый вариант стандартов был написан так, что позволял ученику не изучать в старших классах русский язык, сейчас это исключено. Каждый ученик обязан выбрать не менее одного предмета из областей "Филология" и "Математика и информатика", при этом русский язык и математика обязательны. Правда, для русского языка и литературы предусмотрены только базовый и профильный уровни, а для математики - интегрированный. Также в обязательном порядке каждый ученик должен выбрать не менее одного предмета из областей "Естественные науки" и "Иностранные языки".

Что касается "Общественных наук", то школьники из этой области должны выбрать не менее двух дисциплин, включая "Россию в мире". Всего в учебном плане будет 9-10 предметов, причем 3-4 из них придется изучать на профильном уровне.

Количество предельно допустимой нагрузки за 2 года увеличено с 2520 часов (в первом проекте) до 2590 часов. Четко и внятно прописаны обязательная и вариативная части учебного плана: 60 и 40 процентов. Школы вправе предлагать ученикам, к примеру, такие дисциплины, как "Астрономия", "Искусство", "Дизайн", "Технология", "Краеведение" и другие.

ЕГЭ по-прежнему остается. Но в обязательном порядке сдавать его придется не по двум предметам, как сейчас, а по трем - добавляется иностранный язык. А вот по другим дисциплинам возможен традиционный выпускной экзамен. Стандарт дает возможность школьникам самим выбрать - в какой форме сдавать остальные дисциплины. Но как бы там ни было, больше шести экзаменов в виде ЕГЭ сдавать не разрешается. При этом, учитывая, что дисциплины в школе будут преподаваться на разном уровне, ученик будет иметь право выбрать уровень тестов.

Качество преподавания в школах будут проверять по результатам, которые показывают ученики.

В новом проекте стандартов подробно описан план внеурочной деятельности, который составляет само учебное заведение. Школам разрешается использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, в том числе на основе государственного или муниципального заказа. Учителям придется повышать квалификацию не только очно, но и дистанционно - не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.

комментарий

Александр Кондаков, управляющий директор издательства "Просвещение", руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов:

- Проект, который появился на сайте минобрнауки, серьезно доработан. Упрощен и отредактирован текст, учтена региональная и этнокультурная составляющие. Существенно переработаны правила формирования учебного плана. В предметной области "Филология" выбирается не менее одного предмета при обязательном выборе на базовом или профильном уровне курса "Русский язык и литература". Мы отказались также от курса "Русская словесность", его не будет.

Появились новые разделы в проекте стандартов: "Государственная итоговая аттестация" и "Кадровые условия". Теперь мы четко выдвигаем требования к тому, что должен уметь и какими знаниями обладать учитель старшей школы. Устанавливаются три обязательных экзамена в формате ЕГЭ: русский и литература, математика и иностранный язык. Причем на том уровне, который выбирает ребенок, - мы расширяем право выбора. Сейчас математика и русский сдаются всеми фактически на профильном уровне. Предполагаю, что добавление в качестве обязательного ЕГЭ экзамена по иностранному языку вызовет вопросы. Но сделано это не случайно, а по итогам многочисленных дискуссий. Сегодня знание иностранного языка - удел не только конкурентоспособного человека, но и общества в целом. Многие родители обращают внимание на это.

Подготовила Мария Агранович