Весна - время, когда люди острее всего чувствуют недостаток витаминов. Конечно, получать витамины лучше всего из натуральных фруктов и овощей. Но они дороги и не везде имеются в достаточном ассортименте. На помощь приходят соки. О том, что происходит на рынке фруктовых и овощных соков и каковы перспективы отрасли, корреспонденту "РБГ" рассказала президент Российского союза производителей соков (РСПС) Наталья Иванова.
- Что такое российский соковый рынок сегодня?
- Это широкий ассортимент всех видов продукции: cоков, нектаров, сокосодержащих напитков, морсов; это предприятия с современными технологиями производства и упаковки продукции. Также стоит добавить, что современный российский рынок соков - это сформированная нормативная база, соответствующая мировым стандартам. По объемам производства Россия занимает четвертое место в мире после крупнейших мировых производителей - США, Германии и Китая. По экспертным оценкам РСПС, объемы производства соковой продукции в России в 2010 году составили немногим больше 3000 млн литров. По объемам потребления соковой продукции на душу населения мы также на четвертом месте, и в 2010 году этот показатель составил 20 литров.
- Какова доля отечественных производителей?
- Она достигает 95%. Существенную долю рынка занимают дочерние предприятия глобальных корпораций PepsiCo и Coca-Cola, однако их производственные мощности расположены в России, производят локальные бренды, платят налоги в российский бюджет и, соответственно, могут считаться полноценными отечественными производителями. Импорт соковой продукции составляет не более 5%.
- Каково соотношение отдельных видов соковой продукции?
- За время кризиса потребители несколько изменили свои предпочтения, выросло потребление соковой продукции класса "эконом", увеличился спрос на нектары. Около 65% от общего потребления соковой продукции составляют нектары, 25% соки и 10% занимают сокосодержащие напитки и морсы. Наиболее популярным видом потребительской упаковки по-прежнему остается картонная упаковка объемом 1 литр, но в последнее время увеличивается спрос на упаковки объемом 1,5 и 2 литра.
- Кто задает тон на рынке соков в России?
- Компании, входящие в состав РСПС, производят 90% всей отечественной продукции. Основными игроками рынка являются компании "Лебедянский", "Мултон", "Вимм-Билль-Данн Напитки", "Нидан Соки", стабильно увеличивают объемы производства соковой продукции "Сады Придонья" и "Интерагросистемы".
- Какое сырье используется для приготовления соковой продукции? Откуда производители его берут?
- Соки прямого отжима готовят непосредственно из фруктов и овощей. При изготовлении восстановленного сока используют фруктовый или овощной концентрированный сок. Важно понимать, что соки прямого отжима и концентрированные соки готовят на заводах, расположенных в непосредственной близости от плодовых плантаций. Концентрированный сок - натуральный продукт, получаемый после отжима свежесобранных фруктов путем удаления части воды (ведь фрукт состоит на 85% из воды). Поэтому можно говорить о том, что первичное сырье производители соков прямого отжима и концентрированных соков получают непосредственно в странах произрастания фруктов и овощей.
По данным исследований консалтинговой компании "Маркет Аналитика", объем потребления концентрированных соков для производства готовой соковой продукции составляет 500-600 млн литров в год. По итогам последних лет в России основные поставки сырья для производства соков идут из других стран и лишь 15% составляет отечественное сырье. Это обусловлено в первую очередь климатическими условиями, в силу которых невозможно производство в достаточном количестве, например, яблочного, сливового и томатного концентратов. Определяющими факторами конъюнктуры рынка концентрированных соков являются природные условия, урожайность яблок, уровень потребления соков, товарные остатки на начало урожая, колебания валютных курсов.
- А есть ли мода на соки? И каковы ее последние новинки и тенденции?
- Да, безусловно, мода на соки есть. Существует неизменная соковая классика - яблочный, апельсиновый и томатный соки. Наравне с "классическими моделями" с каждым годом формируются и новые тенденции. Если говорить о тенденциях, которые обозначил нам 2010 год, то, по данным компании "Nielsen Россия", первое место потребители отдают фруктовым смесям (27,7%), затем традиционно популярный вкус - яблоко (16,6%) за которым следуют мультифруктовые сочетания (15,1%), апельсин (13,5%) и томат (7,9%).
Если говорить о новинках прошлого года, то производители уделили особое внимание покупателям, ведущим здоровый образ жизни. Была выпущена линейка витаминизированных соков, расширили вкусовую палитру такого национального напитка, как морс. В 2010 году на рынке появились интересные новинки - злаковые коктейли и фруктовые пюре с новыми вкусовыми сочетаниями. Не обошли своим вниманием производители и соки, предназначенные для детского питания. 2011 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни, думаю, это будет низкокалорийная соковая продукция, соки, обогащенные необходимыми витаминами.