Ростехнадзор и "Росатом" обсуждают проблему вывода из эксплуатации на атомных электростанциях некоторых энергоблоков, отработавших свой срок. Об этом сообщил вчера журналистам руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николай Кутьин.
По его словам, четыре таких энергоблока уже остановлены. Впрочем, о каких станциях идет речь, глава Ростехнадзора говорить не стал. Но подчеркнул, что угрозы безопасности нет.
Кутьин заметил, что продление лицензий на продление эксплуатации отработавших свой срок энергоблоков является одной из больших проблем и вызывает подчас разногласия с "Росатомом". Однако в любом случае Ростехнадзор дает время на устранение неполадок. Тем не менее, отметил Кутьин, в случае их остановки угрозы энергобезопасности страны тоже нет. При этом он обратил внимание что, события на японской "Фукусиме" к проверкам на отечественных атомных станциях отношения не имеет. "После Чернобыля атомный надзор в России считается одним из самых требовательных в мире", - сказал Кутьин.
В среднем ежегодно на атомных станциях проходит до 2,5 тысячи проверок. "Это тотальный контроль, - подчеркнул Кутьин. - Под надзором возможный контрафакт, некачественные стройматериалы. Все дотошно и досконально отслеживается", - добавил глава Ростехнадзора. А стресс-тесты, которые сегодня намерены проводить европейские страны на своих атомных объектах, для России повседневная работа. Более того, сообщил Кутьин, по оценкам миссии МАГАТЭ, которая проверяла нашу атомную отрасль два года назад, в стране установлены завышенные и даже избыточные национальные стандарты по безопасности.
Пока, кстати, остается открытым вопрос, готовы ли европейские партнеры принять подобные стандарты в случае, если будет достигнута договоренность о введении их на наднациональном уровне. Сегодня, напомнил Николай Кутьин, в международном атомном надзоре существуют лишь рекомендации МАГАТЭ, но нет общих норм и стандартов по безопасности. Однако этот вопрос обязательно возникнет на очередной сессии МАГАТЭ в июне 2011 года. Пока устав этой организации в меньшей степени направлен на проблемы уровней безопасности атомных станций, и не исключено, что потребуются дополнительные международные конвенции по их установлению. В любом случае, отметил Кутьин, альтернативы атомной энергетике в мире пока нет. Солнечные батареи, ветряки - не выход. "Нет солнца, нет ветра, нет энергии", - пояснил Кутьин. Кроме того, отработавшие солнечные батареи, по его словам, образуют отходы первой степени опасности, и плодить их не следует.
Авария на "Фукусиме" для российских специалистов, как признался Кутьин, стала шоком. В июне на сессии МАГАТЭ мировое профессиональное сообщество наконец услышит первый, по словам главы Ростехнадзора, вразумительный доклад, в котором японская сторона обстоятельно доложит, как и почему действия персонала привели к тому, что ядерная авария вышла из-под контроля и достигла наивысшего, седьмого уровня. По словам Кутьина, до сих пор достоверной информации ни о масштабах разрушений, ни о количестве топлива, участвующего в расплаве, у российских специалистов, к сожалению, нет. "Что произошло на атомной электростанции после штатного и правильного срабатывания всех автоматических систем защиты - для нас загадка", - сказал Кутьин.
Среди вопросов, волнующих российских специалистов, стоит также вопрос о строительстве станций, подобных "Фукусиме", при наличии гипотетической возможности землетрясений и цунами. "На российском Дальнем Востоке нет наземных атомных электростанций. И Ростехнадзор никогда не даст лицензий на их размещение", - подчеркнул Кутьин.
Отметив, насколько все "хорошо в России с атомом", Кутьин заметил, что этого не скажешь про угольную отрасль. И сообщил, что безопасность ее и шахтеров сегодня является первоочередной заботой его ведомства. До конца года, пообещал глава Ростехнадзора, будет подготовлено 33 недостающих отраслевых документа, которые на законодательном уровне позволят вводить в стране новые нормы и правила проектирования и эксплуатации шахт. Особенный акцент он сделал на спасении и выживании шахтеров в экстремальных ситуациях, связанных с обрушениями шахт.
Кутьин сообщил, что во время трагедии на шахте "Распадская" люди погибали не от взрывов, а от удушья. Те запасы воздуха, которые находятся в нынешних самоспасателях, и сама их несовершенная конструкция не позволяют нормально дышать при выходе из опасной зоны. Сейчас, по словам Николая Кутьина, к проблеме выживаемости шахтеров в экстремальных условиях подключена наука.
Кроме того, пересматриваются нормы и вводится адресный поиск людей, оказавшихся под завалами. В частности, по новым правилам шахты и индивидуальные осветительные приборы шахтеров будут оснащаться специальными системами слежения. С их помощью люди смогут выбрать наиболее оптимальный маршрут выхода. Одновременно эти системы помогут и горноспасателям.
Кстати, до конца года, сообщил Николай Кутьин, в России будет сокращена экспертиза опасных производственных объектов. Возможно, из 900 тысяч опасных производственных объектов под надзором федеральной службы останется 250-300 тысяч. Все остальные будут отданы под контроль экспертных сообществ, саморегулируемых организаций. Для этого будут приняты нормативные документы. И Ростехнадзор передаст свои полномочия бизнесу.