Потенциал получения прибыли от долгосрочных инвестиций в повышение энергоэффективности российской энергетики оценивается западными специалистами в 300 миллиардов долларов. Однако пока российский и западный инвестор с неохотой идет в этот сектор.
Его останавливает то, что в России не до конца доработана нормативно-правовая база отрасли и отсутствуют примеры практического применения энергоэффективных технологий, пояснил "РГ" министр энергетики России Сергей Шматко.
Этот разговор состоялся вчера на конференции "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года: механизмы реализации и финансирования". Надо развивать практику энергосервисных контрактов, а потом показать инвесторам и регионам, как все это работает, заявил глава минэнерго. По его словам, министерство вместе с Российским энергетическим агентством (РЭА) ведет активную работу в этом направлении. И будет продолжать продвигать в регионы и за рубеж наиболее успешные российские проекты и инициативы по энергоэффективности. Однако сделать это будет не так просто, поскольку отрасль еще не до конца структурирована и "очень сложно выделить эффект энергосбережения в отдельный бизнес-случай", уточнил Сергей Шматко. А без этого невозможно будет привлечь частные инвестиции. Но именно на них рассчитана реализация энергосберегающей стратегии до 2020 года, которая должна снизить на 40 процентов энергоемкость ВВП России.
Главная роль в частных инвестициях в отрасль отводится банковскому сектору. Как сообщил "РГ" генеральный директор РЭА Тимур Иванов, российские и зарубежные банки заинтересованы в кредитовании этих проектов. Но существует несколько базовых проблем. Одна из них - ненадежность заемщиков. Сейчас, напомнил Иванов, минэнерго создает федеральную энергосервисную компанию, которая будет на сто процентов принадлежать государству, и выступит инициатором новых проектов. Она примет весь риск на себя и сможет даже входить в акционерный капитал региональных энергосервисных компаний, которые и должны проводить энергомодернизацию российских предприятий. "Мы также хотим разработать методологию проведения энергоаудита в бюджетных организациях и на объектах ЖКХ", - продолжает Иванов. Кроме того, для отрасли будут разработаны стандарты. "Чтобы, во-первых, это не вводило участников рынка в заблуждение. И народ не гнался за дешевизной. Потому что очевидно, что невозможно провести комплексный энергоаудит сложного технического здания за 50 тысяч рублей, как это предлагают некоторые компании", - рассказал гендиректор РЭА. А от качества аудита зависит, пойдет ли инвестор в проект или нет.
Сейчас также очень важно, считает председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов, определить основы ценообразования в сфере теплоснабжения и разработать методические указания по расчету тарифов. Тогда бизнесу будет легче определиться со своим решением.
По расчетам экспертов, срок окупаемости проектов в энергосбережении составляет от 10 до 15 лет. Однако в минэнерго полагают, что уже сейчас можно говорить о 4-5 годах. "В российском ТЭКе один из самых больших потенциалов в области энергоэффективности. Речь может идти, например, о серьезной модернизации распределительно-сетевого комплекса, где у нас по-прежнему наблюдаются значительные потери, - заявил Сергей Шматко. - Мы считаем, что при соответствующей модернизации их можно сократить в два раза".