Несмотря на явный рост налоговых поступлений, большинство регионов Северного Кавказа сверстали свои бюджеты с умеренным дефицитом.
Единственное исключение - Чеченская Республика, которая в общероссийском рейтинге плановых государственных расходов на душу населения занимает 14-ю позицию. Этот рейтинг, основанный на сведениях федерального казначейства, эксперты составляют уже четвертый год. Как обычно, в числе регионов с самыми высокими подушевыми тратами оказываются нефтегазовые автономные округа, а также Москва и Санкт-Петербург. Но в этот раз в "топовую" двадцатку попал единственный регион СКФО - Чечня.
По словам аналитиков, непростой общественно-политический фон и невысокая концентрация промышленности компенсируется здесь особой ролью государства в экономике: на бюджетное финансирование опираются базовые для регионов сектора - строительство, госуправление и инфраструктур-ные отрасли, включая ЖКХ. В этом плане Чечне нет равных в округе - население республики почти в два раза меньше, чем в Дагестане и Ставропольском крае, но при этом на инфраструктуру, строительство и административные функции приходится значительная часть валового регионального продукта. Это, скорее всего, и обеспечивает региону первое место по величине подушевых трат в СКФО. В сопоставимых ценах власти Чечни расходуют в два раза больше, чем, например, их коллеги из Ставропольского края, замыкающего рейтинговый список.
Аналитик инвестиционной компании "Финам" Сергей Фильченков уверен, что некоторые экономически слабые регионы попали в верхнюю часть этого списка благодаря высокой зависимости от государственного финансирования. Например, та же Чечня не намного отстала от Тюменской области и Сахалина и обошла промышленно развитые Калужскую, Кемеровскую и Белгородскую области.
По мнению аналитика, связано это с так называемым эффектом низкой базы, когда динамика развития и опережающий рост денежных доходов граждан зависят от различных социальных выплат из федеральной казны. Хотя в целом, отмечают специалисты, Чечня относительно неплохо переживает кризис, но есть еще много негативных моментов в экономике. Однако эти моменты компенсируются динамичным развитием торговли, улучшающимся состоянием сельского хозяйства и жесткой дисциплиной в управлении.
Прежде чем говорить об аутсайдерах рейтинга, нужно особо остановиться на положении Кабардино-Балкарии. Эта республика также заметно опережает соседние регионы СКФО в общероссийском топе плановых госрасходов на душу населения, занимая в нем 61-ю позицию из 83 возможных.
И все-таки, анализируя то, как сверстали свои бюджеты субъекты Северного Кавказа, можно сделать вывод, что власти руководствовались принципом "осторожность превыше всего". Практически везде был соблюден очень умеренный дефицит, за исключением Ставрополья, где бюджетные расходы превышают доходы почти на пять процентов. И все равно этот показатель гораздо меньше, чем у соседнего Краснодарского края, где дефицит составляет 9,5 процента. Кстати, всего в 20 регионах страны консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом.
Впрочем, неудивительно, что в числе самых осторожных в плане казенных трат оказались регионы, слабо обеспеченные собственными доходами, например Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Калмыкия. Отчасти, предполагают аналитики, консерватизм глав субъектов Федерации можно объяснить планируемым сокращением межбюджетных трансфертов. В этом году федеральный центр направит в регионы 1,26 триллиона рублей - примерно на сто миллиардов меньше, чем в 2010-м. Многих от излишней щедрости удерживают и накопленные долги, сумма которых в целом по стране за последние три года выросла вдвое - до триллиона рублей.