19.04.2011 23:45
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге пытаются сформировать рынок экологических продуктов

    За последние несколько лет рынок так называемых экопродуктов - товаров, прошедших сертификацию на экологическую безопасность, вырос в мире на 80 процентов. Однако развитиеэтой сферы сталкивается с рядом сложностей.

    Проблемы создания экорынка и сертификации отечественных продуктов обсудили на недавнем Петербургском продовольственном форуме.

    В России экомаркировку готовы выдавать, производители готовы за нее побороться, а самое главное - потребитель заинтересован и даже согласен платить больше. Однако на полках наших магазинов пока встречаются только зарубежные товары с маркой "ЭКО". Несколько лет официальной сертификацией продуктов, работ и услуг в городе занимается "Петербургский экологический союз". Получить ее можно только при условии, что продукт вообще не содержит вредных веществ, а весь процесс его производства, вплоть до утилизации отходов, абсолютно безвреден для окружающей среды. При успешном прохождении наименованию присваивают экологическую маркировку международного уровня. В каждой стране экологотипы свои - "Голубой кит" в Америке, "Северный лебедь" в Скандинавии, у нас это "Листок жизни". По словам председателя правления "Санкт-Петербургского экологического союза" Семена Гордышевского, подобные сертификации призваны улучшить экологические аспекты работы предприятий, выявить эколидеров отраслей производства с последующим формированием рынка безопасной продукции.

    Стремительному развитию рынка экопродуктов в мире в последние годы помогла мода на здоровый образ жизни, растущий платежеспособный спрос на эти товары, готовность бизнеса инвестировать в экологическую безопасность. И здесь в выгодном положении оказывались страны, имеющие большие территории, не подвергавшиеся техногенным воздействиям, где можно выращивать и производить чистые продукты. Россия идеально подходит для развития этого сегмента - таких земель у нас около 40 процентов. Но пока наша страна отстает от мировых тенденций, реальный бизнес в этой сфере у нас "созрел" лишь за последние 2-3 года. Мешает неосведомленность потребителей о свойствах маркированных продуктов. А по словам директора петербургского Центра контроля качества Александра Германа, куда острее стоит вопрос финансовой состоятельности нашего населения. Не все потребители могут купить качественный продукт дороже, когда большая часть просто занята вопросами выживания после недавнего кризиса.

    В стране нет даже четкого определения экологической безопасности продовольствия. На прилавках Петербурга полно отечественных продуктов с обозначениями различных вариаций "ЭКО", однако все они - "самозванцы". И это нормально, так как, пока никакого правового регулирования экорынка не разработано, производители сами вольны придумывать какие угодно знаки "чистоты" продукта. Проект "экополки" в крупных магазинах города оказался нерентабельным, и его пришлось свернуть. На прилавках петербургских магазинов сейчас можно встретить экосертифицированную продукцию, однако вся она пока только импортная и стоит на порядок выше обычной. И даже при таких условиях определенная часть российских потребителей уже подтвердила свою готовность покупать по завышенной цене отечественные продукты с зеленым листком как гарантию здоровья и безопасности.

    Сейчас поступает много запросов на сертификацию и покупку экотовара. Интерес проявляют покупатели, оптовики и продуктовые сети. В городе сертификацию готовы пройти около десятка ресторанов, несколько молочных заводов Ленобласти. Однако пока практика выдачи документов по Петербургу небольшая - как правило, желающие не выдерживают проверки, а получившие сертификат потом не продлевают его. К примеру, недавно такой сертификат был выдан питерскому фермеру, который аттестовал морковь (картофель как продукт не прошел из-за загрязненности почвы). Как рассказал Семен Гордышевский, в течение года спрос на его продукцию так подскочил, что подтверждать экологическое соответствие снова предприниматель не стал. Появление "Листка жизни" на упаковке гарантировало популярность продукции на годы вперед. Также в городе экознак присвоен линолеуму одной из фирм - производителей напольных покрытий, фильтрам для очистки воздуха. Эксперты надеются, что это только начало.

    Поделиться