Послезавтра, 22 апреля 2011 года, в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки состоится церемония вручения межгосударственной премии СНГ "Звезды Содружества" (за 2010 год). Эти премии вручают всего второй раз по решению Совета по гуманитарному сотрудничеству СНГ и Правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. С 2010 года их присуждают ежегодно в трех основных номинациях: за достижения в области науки и образования, культуры и искусства и гуманитарную деятельность.
Первыми лауреатами премии стали А. Пахмутова и Н. Добронравов, Д. Тухманов и Т.Салахов, С. Назарбаева, П. Бабаджанов и другие выдающиеся деятели науки, культуры, образования.
В нынешнем году "Звездами Содружества" в области науки и образования будут награждены известный азербайджанский физик Нариман Гулиев, представляющий свою страну в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, замечательный врач из Киргизии Сабырбек Джумабеков, в прямом смысле слова поставивший на ноги сотни людей, первоклассный таджикский математик Нусрат Раджабов. Премии в области культуры и искусства присуждены выдающемуся белорусскому композитору Игорю Лученку, легендарному актеру из Казахстана Асанали Ашимову, всемирно известному музыканту, скрипачу, дирижеру, педагогу, россиянину Владимиру Спивакову. За свою гуманитарную деятельность награды получат председатель Союза композиторов Армении Роберт Амирханян, коллектив белорусского Национального детского образовательно-оздоровительного центра "Зубренок" - Надежда Онуфриева, Валерий Щамель и Екатерина Гаврилович, которые создали удивительную площадку для общения детей и подростков из разных стран СНГ, и, наконец, Сергей Гончаров, директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения и социального развития России.
Перечислив имена и звания всех этих в высшей степени заслуженных людей, я подумал, а что будет, если я выйду на улицу в столицах наших независимых государств и начну спрашивать - в Москве об Ашимове, в Минске о Раджабове, а в Душанбе об Онуфриевой или Гончарове. Интересно, что я услышу в ответ? Везде, наверное, смогут сказать, что Спиваков - скрипач и дирижер, а Лученок - композитор. Но - пусть на меня не обижаются и эти в высшей степени уважаемые и любимые мною художники - даже в данном случае стопроцентной гарантии не дам.
Здесь не надо сетовать на необразованность граждан, просто нельзя забывать, что уже двадцать лет мы живем в самостоятельных государствах, в разных информационных (читай, политических, социальных, культурных) контекстах. И то, что кажется необычайно важным в одних странах, не является новостью в других. И совсем разные герои появляются регулярно на первых полосах газет и журналов. По-разному верстаются выпуски телевизионных новостей. О разном говорят на разных языках по радио. И даже, когда переходят на русский - язык межнационального общения на постсоветском пространстве - в каждой стране на нем говорят о своем. Нам, москвичам и петербуржцам, порой трудно понять, почему Украина не Россия. Но понимать все равно придется. Как и то, что Белоруссия не Россия тоже. Национальное самоопределение, во многом определившее энергию 90-х в новых государствах, развело нас не только по отдельным квартирам, но и по разным домам, каждый из которых стоит к тому же на своей улице. Все понимая умом, как и многие не могу сердцем примириться с этим. Мне, выросшему в Советском Союзе, приходится ездить на могилы родственников и друзей в разные новые государства, без этих могил и этих воспоминаний невозможно жить. Но все же мы, связанные общей памятью и общими могилами, - уходящая натура.
Когда распался Советский Союз, мы старались сохранить его на человеческом, дружеском уровне. Не коммунистическую идеологию, не тоталитарную сверхдержаву, а то интеллигентское братство, без которого, как оказалось, было трудно дышать. И в 90-е, как и в 70-е или в 80-е, хотелось, когда к горлу подступала тоска, плюнуть на все, взять билет и улететь в Тбилиси к Бадри Кобахидзе и Гураму Батиашвили, или в Таллин к Микку Микиверу и Яаку Аллику, или в Минск к старшему Коле Еременко и совсем тогда молодому Леше Дудареву, или в Киев к Богдану Ступке... Прилететь на один день и на одну ночь, а то и просто на несколько часов, посидеть, поговорить, выпить, помолчать, когда говорить уже было невмоготу. И улететь в Москву, словно после трех недель, проведенных в санатории. И они срывались в Москву - просто отвести душу. Я помню начало 90-х, когда шло создание новых государств на всем постсоветском пространстве, а мы собирались то в Минске, то в Москве и пытались понять, как можно сохранить то драгоценное человеческое и творческое тепло, которое согревало нас в очередную пору великих исторических перемен. Собрались люди, которых знали и любили во всей огромной развалившейся империи, у которой были общие гении и кумиры. Ни в Москве, ни в Киеве невозможно было не прочитать новый роман Гранта Матевосяна или Максуда Ибрагимбекова, равно как в Баку или Ереване не могли не знать о новом фильме Андрея Тарковского или о новой прозе Чингиза Айтматова. И нам было ясно, что мы не можем друг без друга. И Кирилл Лавров, и Борис Патон, и Полад Бюль-Бюль оглы, и Виктор Садовничий, и Джахан Поллыева, и Армен Смбатян, как и многие мои друзья и товарищи, говоря о необходимости развивать гуманитарное сотрудничество в СНГ, прежде всего стремились и стремятся по сей день сохранить то душевное и духовное дружество, которое помогало выживать в Советском Союзе и без которого наша сегодняшняя жизнь мертва.
Но надо понимать, что современное бытие не жалует сантименты. Мир прагматичен и инструментален. У молодых нет той эмоциональной памяти, которая есть у нас. Чтобы она образовалась, нужно создавать среду общих дел. Но надо понимать, что никакого возрождения не получится, да оно и не нужно. Надо все создавать заново, используя прошлый багаж и опыт, разумеется. Но понимая, что они могут быть не только полезными, но и вредными. Сколько бы ни говорили о взаимозависимости постсоветских государств, о неизбежных процессах интеграции разорванного пространства, Советского Союза не получится. И если мы хотим всерьез создать новое духовное пространство СНГ, то надо думать о том, как развиваются культура, наука, образование, экономика, социальная и политическая жизнь в каждой из наших стран. Когда для молодых открыт весь мир, мы должны им на постсоветском пространстве предложить нечто такое, что удержит их в родных пенатах. Мы должны быть интересны друг другу, а этого не может быть по приказу сверху. Мы должны научиться радостно удивлять друг друга, помня знаменитые слова Стендаля о том, что любовь начинается с удивления.
И тогда родятся новые звезды, которые придут в этот мир полные надежд и дерзаний.
Я вовсе не хотел омрачить праздник, который в высшей степени заслужен лауреатами Межгосударственной премии СНГ "Звезды Содружества" 2010 года. Но важно понять, что сегодняшнее Содружество Независимых Государств должно сохраняться не из-за воспоминаний о прошлом, а из-за надежд на будущее. Лучше бы - светлое.