20.04.2011 23:20
    Поделиться

    Виталий Дымарский: Почему мы должны доказывать официальным органам, что "мы - не верблюды"?

    Возникший на ровном месте публичный скандал с вызовом на допрос в налоговую инспекцию покойного Василия Аксенова разрешился вполне цивилизованным способом.

    Сначала управление ФНС по г. Москве принесло свои извинения родственникам писателя, а затем и сам глава ФНС покаялся за проступок своих подчиненных. Семья Аксенова извинения приняла и посчитала инцидент хоть и неприятным, но исчерпанным.

    Да ведь действительно в любой бюрократической системе ошибки неизбежны. Помню, как мне с улыбкой рассказывали не менее безумные истории из практики западных налоговиков.

    Так, в Бельгии местные мытари прислали повестку с указанием на неуплату налогов господину... Гете. Только потому, что Германия все свои заграничные культурные центры называет институтом Гете, которому начитанные бельгийские налоговики и решили предъявить свои претензии.

    А один американский гражданин регулярно получал от своих налоговиков требование уплатить задолженность в размере... 0,00 доллара. Так решил компьютер, с которым в переговоры вступать бесполезно. Какая-то сотая или тысячная доля доллара в бездонной памяти машины, видимо, засела, превращая добросовестного налогоплательщика в недобросовестного. Разрешилось, правда, все весьма мирно: должник, обнаружив повестку в суд и поняв, что шутки плохи, пошел и... заплатил бездушному компьютеру те самые 0,00 доллара, которые он радостно принял, вычеркнув заплатившего из "черного списка".

    Почему мы должны доказывать официальным органам, что "мы - не верблюды"?

    Так что сбои случаются везде. Только вот выход из тупиков, в которые загоняют отечественных налогоплательщиков, оказывается много сложнее, чем в приведенных примерах.

    Начну с себя. Какой год подряд я получаю извещение, призывающее заплатить налог за автомобиль "Лада-2105", благополучно украденный у меня в июле, вы не поверите, 1991 года. То есть машины я лишился еще при советской власти, а налогом на нее (машину, а не власть) должен пополнить сегодняшний бюджет.

    Поехал в родную налоговую инспекцию N 4 ЦАО г. Москвы. И вроде даже цели достиг: не без труда попав к инспектору (кому охота разговаривать с жалобщиками), я убедил его, что той машины след простыл. И он согласился - при мне! - вычеркнул ее из списка претензий. Дело сделано? Куда там. Проходит пару лет, и я получаю повестку в суд: понятно, по поводу неуплаты налога на автомобиль "Лада-2105".

    Не буду рассказывать о дальнейших своих мытарствах (может, это слово однокоренное с "мытарем"?) и перейду в финальную часть. Так вот, в инспекции порядки за эти годы изменились, теперь там вообще тебе не дают ни с кем разговаривать: инспекторы сидят за милицейским (пардон, полицейским) кордоном, а захватанный руками телефон времен Смольного, судя по однообразию коротких гудков, является чистой бутафорией. Неизменно только одно: я до сих пор числюсь в должниках.

    Что, понимаю, может плохо кончиться: передадут мою фамилию куда-нибудь на границу, которая в один отнюдь не прекрасный день окажется для меня на замке, или на растерзание приставам, которые в разговоры не вступают и ничьих доводов, кроме судейских, не слушают.

    Что делать? Извечный русский вопрос задал какой-то девушке в налоговом окошке, куда только и допускают неразумных жалобщиков. Она посоветовала поехать в ГИБДД, где получить справку о том, что машина снята с учета. Раздумывая над предложением (и памятуя о райкинском "дайте мне справку, что мне нужна справка"), я пожаловался коллегам на трудную жизнь добросовестного налогоплательщика, которому, вопреки рекламным обещаниям, и спать-то спокойно не дают. Оказалось, что я не одинок. Пришлось выслушать уйму схожих историй. Приведу две из них.

    Коллега, работающая, кстати, в "РГ", рассказывает: "Года полтора назад пришли налоги на три квартиры: родительскую, часть в которой принадлежит мне, квартиру в доме, снесенном три года назад, и квартиру, проданную мною два года назад. Я написала заявление с просьбой пересчитать налоги, представив доказательства (почему-то я должна была это доказывать!), что дом снесен, а квартиру я продала. Пообещали, что налоги пересчитают".

    Надо ли говорить, что никто ничего не пересчитал, зато ей пришел новый счет с задолженностью, возросшей на один год, и предложением оплатить еще и текущий год.

    Пройдя все круги бюрократического ада, состоявшего из неприступной железной двери, за которой засел инспектор, и трех окошек, где потерпевшая выслушивала противоречащие друг другу "крики и шепоты", она чуть не подняла бунт. Тогда к очереди "вышли несколько теток и стали разбираться, кто с чем стоит. И, о чудо! одна взяла у меня все документы, дала свой мобильник, обещала все пересчитать и выслать по факсу. И, не поверишь, сделала это! К слову, вместо 12 тыс. я оказалась должна 1,6 тыс. рублей!" История со счастливым концом? Увы. Через пару месяцев бедолага получила извещение на 7 тыс. рублей. И знаете, она, по-моему, сдуру заплатила, решив, что так будет легче и здоровее для нервов: медицина ведь у нас давно не бесплатная...

    Другой коллега не согласился с моей критикой, поведав свою историю. От налоговой инспекции N 43 САО он получил требование погасить задолженность в размере около 130 тыс. рублей. Дальше: "Была бы там сумма в 3 тыс., я бы, наверное, заплатил и не пикнул. Но тут решил поехать и разобраться. Описывать кошмар и ужас с очередями и тратой времени не стану. Инспектор долго тыкала наманикюренным пальчиков в клавиатуру, периодически повторяя: "глупость какая-то". Потом с фразой "девочки напутали" она меня отправила с миром. "А что делать с бумажкой?" - спросил я. "Да выкиньте ее", - был ответ. Мне бы, наивному, взять тогда справку, что, мол, "претензий нет". Потому как недавно я вновь получил "Требование N 194552а", где было написано, что за мной числится общая задолженность в сумме 150 492,59 руб. (ставки растут!). Дозвониться не реально, ехать - неохота. Значит, опять "девочки напутали". А может, просто берут на понт - вдруг заплатит? Бюджету - радость...".

    Некоторые выводы и вопросы. Действительно ли нас "берут на понт" - а вдруг заплатят и помогут выполнить план по налогам и сборам? Ну, тогда хотя бы ставьте приемлемые цифры. Опять же, ошибки неизбежны, но почему в одной системе они, пусть иногда и анекдотическим образом, исправляются, а у нас наслаиваются одна на другую?

    Еще одно почему: почему мы должны доказывать административным органам, что "мы - не верблюды" и таскаться по разным организациям, собирая бесконечные справки? Когда наконец появится разумный закон об административных процедурах, регулирующий отношения между государственной бюрократией и гражданами? Отношения, при которых не мы, граждане, должны доказывать государству, что не являемся верблюдами, а государство должно нам. В частности, в моем случае, послать запрос из налоговой инспекции в ГИБДД, а не посылать человека по инстанциям.

    Помимо всего, такой закон станет дополнительной преградой коррупции, которая только расцветает на диких нормах этих взаимоотношений.

    Наконец, вопрос из сферы этики. Молодцы, признаю, руководители ФНС, достойно разобравшиеся с семьей Аксенова. А что делать с нами? Ну, на извинения я, откровенно говоря, не рассчитываю, но хотя бы ошибки признайте и исправьте. А не перекладывайте их на нас.

    Поделиться