Отток капитала, который, по мнению финансовых властей, стал сегодня проблемой для России, на самом деле - наше спасение. Поскольку 70-75 процентов его - это деньги российских банков, которые в стране пока некуда девать.
С таким неожиданным комментарием выступил вчера руководитель Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев. И его поддержали многие участники круглого стола "Развитие банковской системы России в 2011-2013 годах".
По данным Центробанка, чистый отток капитала в первом квартале составил 21,3 миллиарда долларов, что на 6,3 миллиарда больше, чем год назад.
Конечно, России нужны деньги, но инвестиционный климат в стране оставляет желать лучшего. И чтобы его поправить, президент страны уже предложил десять мер, которые сейчас прорабатывают ведомства. Но пока они не начали действовать, уверяют эксперты, банки спасают свою ликвидность от инфляции в зарубежных активах. Так что при "потеплении климата" все эти капиталы должны большей частью вернуться в Россию.
Тем временем ликвидность продолжает прибывать. Рост ресурсной базы банков и стагнация кредитного рынка в 2009 году привели к выравниванию соотношения кредитов и депозитов: с весны 2010 году разрыв между ними стабилизировался вблизи нулевой отметки.
Однако в 2011 году сохранится опережающий рост депозитной базы по отношению к кредитному портфелю. Увеличение объема рублевых депозитов населения в 2011 году Ведев прогнозирует на уровне 25-26 процентов, правда, с тенденцией снижения темпов роста.
Банки в принципе готовы кредитовать. Но в 2009 году из-за кризиса кредитная модель сменилась на накопительную: бизнес и население больше сберегают, чем занимают. Подобная ситуация сохранится весь этот год. Деловая активность крайне низка, поясняет Ведев.
И как следствие, экономика растет с переходом в стагнацию, а наше производство тотально проигрывает импорту на многих сегментах товарных рынков, считают участники "круглого стола". При этом за последние 10 лет из 100 рублей прироста внутреннего спроса импортом покрывались 22-25 рублей, 53-57 рублей - повышением цен на товары и услуги. И лишь 1 из 5 рублей прироста внутреннего спроса покрывался увеличением выпуска российских предприятий.
По мнению руководителя Центра структурных исследований, некорректно прогнозировать отдельно инфляцию и рост ВВП, одно зависит от другого и, если мы хотим низкой инфляции, то платим за это стагнацией, а при росте ВВП одновременно растут цены. Выбор направления экономической политики участники "круглого стола" видят либо за счет расширения потребления, либо за счет инвестиций. Но и с тем, и другим пока проблемы.
Так что ситуация в банковской сфере весьма хрупкая. Ведев считает, что сейчас лучше вообще не делать резких движений. Не трогать ставку рефинансирования и обменный курс, так как все более-менее притерлось. Экономический рост делается реальным сектором, субъектами малого и среднего предпринимательства, и надо работать в этом направлении, чтобы вывести российскую экономику из намечающейся стагнации, резюмировали участники "круглого стола".