Бесплатное жилье с отоплением и освещением, некогда гарантированное сельским работникам здравоохранения и образования пожизненно, в воронежском городке атомщиков оплачивать не берется никто. Более 200 пенсионеров несут бремя расходов, от которого формально освобождены.
В экстренном режиме
Они не платили за жилье, тепло и свет почти полвека. Выйдя на пенсию, сохранили льготы, поскольку проработали в сельской местности более 10 лет. В 1987-м Нововоронеж стал городом, но тогда еще действовала логика: заслуженное право не отбирать. Ведь льгота - награда за прошлый труд, а не за нынешние лишения.
- Первую в стране промышленную атомную станцию и сам Нововоронеж строили на пустыре - жили в вагончиках, медпомощь оказывали в бараках, - вспоминает бывший хирург станционной медсанчасти Анна Дмитрова. - Специалистов было крайне мало, приходилось осваивать смежные специальности и работать, не считаясь со временем. Пока не обзавелись операционной, возили экстренных больных по бездорожью за 20 километров на телегах, тракторах или санях. Мой медовый месяц получился "керосиновым" - муж мотался со мной, чтоб лампу над операционным столом держать: свет в полночь отключали… Работа сельского врача походила на армейскую службу. Уходя из дома, сообщаешь в больницу, где тебя искать, в случае чего. Ни за грибами, ни в кино - ничего не запланируешь. Это был осознанный отказ от личной жизни. Работа на приеме, в стационаре, домашнее дежурство - все за ставку в шесть с половиной часов. Но мы, дети войны из бедных семей, и не ждали больших денег. Распределялись в село ради бесплатного жилья, которое было обещано нам до конца дней.
Свели на нет
До 1 февраля 2009 года обещание выполнялось. Государство, как пояснил замглавы администрации Нововоронежа Николай Волохин, прекратило финансирование еще в 1996-м, но спустя пару лет в связи с небывалой народной активностью (бюджетники митинговали с размахом) натуральные льготы организовали на местном уровне:
- Многое шло по взаимозачетам, ведь большинство предприятий ЖКХ подчинялось городу. Но законодательство изменилось. В связи с монетизацией поддержка учителей была возложена на регион, а пенсионеров-медиков - на правительство РФ (медсанчасть № 33 относится к Федеральному медико-биологическому агентству). Муниципалитета в этой системе отношений как бы нет. Нормативно-правовые акты о порядке выплаты компенсаций на региональном уровне были разработаны в конце 2008-го. И нововоронежским педагогам ничего не светило: мол, местность-то не сельская. Федеральные власти про "своих" медиков, будем считать, забыли.
Тогдашняя мэрия поддержку пенсионеров свернула. Сначала компенсации стали рассчитывать по нормативам для малоимущих, и бывшие медики и учителя потеряли около 350-500 рублей в месяц. С 2009 года предложили уже не сто-, а 50-процентную скидку. Причем лишь тем, кто не имел подобных льгот по иным основаниям. Пытаясь прояснить смысл нововведения, пожилые люди обращались к чиновникам и депутатам и в конце концов услышали: "сельские" компенсации больше финансироваться не будут, скорее оформляйте другие. В гордуме старикам-активистам даже дали списки, по которым те за три дня оповестили всех 212 товарищей по льготе. Почти каждый оказался инвалидом, либо бывшим узником лагерей, либо ветераном труда - и 206 человек оперативно "перевелось" на другие меры соцподдержки.
А с 2010 года прекратились и выплаты шестерым оставшимся.
Конфликт полномочий
Лишенные весомой доли семейного бюджета - платежи за ЖКУ съедают до половины пенсии - забытые льготники завалили обращениями все инстанции, выдержали около 30 судебных заседаний и сдаваться не намерены. Лейтмотив переписки: "Почему в действиях чиновников нет прозрачности, а в их решениях - четкости формулировок?"
- Главный вопрос - за счет какого бюджета должны предоставляться эти меры соцподдержки. Ответа нет, - уточнил Николай Волохин. - Хотя льготы устанавливали на более высоких уровнях власти, претензии пенсионеров обращены к нам. А 131-й ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления ограничивает круг обязанностей, на выполнение которых мы можем тратить средства города. Обременений по мерам соцподдержки населения у нас нет. Мы вправе самостоятельно их вводить, но ряд предписаний правительства РФ подводит нас к мысли о том, что это возможно только при профиците бюджета (у нас дефицит). Одна статья закона позволяет нам направлять излишек денег на социальные нужды, другая добавляет: если это предусмотрено федеральными органами власти…
Так или иначе, в бюджете Нововоронежа на 2011 год зарезервировано три миллиона рублей для компенсаций бывшим педагогам и медикам. Есть решение гордумы о том, чтобы эти выплаты производить. Но власти его не исполняют - опасаясь санкций за нарушение Бюджетного кодекса: порядок расходования средств на уровне региона (для учителей) и Федерации (для медиков) не разработан.
По уверениям местных чиновников, этот правовой тупик они обозначили как наиболее острую проблему в ежегодном отчете в минрегион и в программе социально-экономического развития города, представленной в облправительство. Реакции не последовало.
Бег на месте
Шансов на первый взгляд больше у учителей. Стоит лишь изменить областное законодательство. Сегодня право на компенсации имеют те педагоги, которые, проработав в сельских школах более 10 лет, в город не переехали. Нововоронежцы горожанами стали не по своей воле, однако депутаты не сочли это обстоятельство весомым. Теоретически ввести дополнительные выплаты можно, но - только по представлению губернатора и со следующего финансового года. За жителями поселков, вошедших в черту Воронежа в 2010 году, "сельские льготы" сохранили.
Что до медиков, то обязанность им платить и облсуд, и ФМБА признают за правительством страны. "В бюджетах федеральных органов исполнительной власти должны предусматриваться денежные средства на предоставление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения, которые имели право на эти меры социальной поддержки по состоянию на 31 декабря 2004 года. В бюджетных ассигнованиях по ФМБА России расходы на данные выплаты не предусмотрены", - говорится в официальном ответе ведомства.
Почти год назад прокурор области Николай Шишкин со ссылкой на позицию Конституционного суда предлагал губернатору Алексею Гордееву выделять компенсации нововоронежским пенсионерам-медикам из регионального бюджета. Не хочется думать, что власти будут оттягивать решение проблемы до тех пор, пока "ничьи" льготники естественным образом не переведутся.
Кстати
В Воронежской области компенсации платы за жилье, отопление и освещение недополучают и работающие сельские медики. К примеру, прокуратура Кантемировского района установила, что размер выплат незаконно ограничен - по постановлению правительства региона. Для сотрудников муниципального учреждения здравоохранения, работающих и проживающих на селе, он составляет 296 рублей (в 2007 году платили по 177 рублей, в 2010-м - по 278). Это значительно ниже объемов финансирования соответствующих льгот, предусмотренных до 1 января 2005 года. Полного возмещения расходов не происходит, совокупный объем финансирования выплат за счет средств районного бюджета (с учетом индексации в 2010-2011 годах) меньше того, который был до монетизации. Хотя законодательство запрещает ухудшать условия и объем предоставления льгот.