Новости

21.04.2011 00:58
Рубрика: Общество

Ажиотаж отменяется

С обменом полисов обязательного медицинского страхования можно не спешить

С 1 мая начнется обмен старых полисов ОМС на новые единого образца.

Однако спешить не стоит. Как успокаивает руководитель территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Свердловской области Валерий Шелякин, никаких ограничений по срокам обмена полисов нет. При желании вы можете оставить старый полис. Также необязательно торопиться менять лечащего врача и поликлинику.

Новый полис

Зачем же тогда нужны новые единые полисы? Во-первых, на их базе будет создан федеральный реестр застрахованных. Во-вторых, единый полис гарантированно позволит человеку обратиться за медпомощью в любой точке страны, а не только по месту жительства. Пока же некоторые больницы вопреки закону могут отказаться принимать иногородних пациентов. Хотя и не имеют на это право. Если вам придется обратиться в медучреждение другого города или региона (неважно, старый полис будет на руках или новый), но вам откажут в медпомощи, нужно пожаловаться в ТФОМС - там разберутся и примут меры.

Новый полис единого образца желательно прежде всего оформить тем, кому приходится часто и надолго выезжать за пределы своего региона: в случае болезни он гарантированно обезопасит вас от возможных проблем с медицинским обслуживанием вдали от дома, так как упрощает порядок взаиморасчета между больницей и ТФОМС.

Список пунктов обмена полисов скоро появится на сайте ТФОМС Свердловской области.

Выбор врача

На бумаге возможность сменить страховую компанию, лечащего врача и лечебное учреждение появилась у нас с 1 января 2011 года, когда вступил в силу новый закон об ОМС. Но на практике все немного сложнее: в законе не прописан порядок реализации права выбора. Например, в 60 процентах муниципальных образований Свердловской области работает только одно медучреждение, то есть выбирать не из чего.

Другой нюанс - из-за сильной загруженности врачей поликлиника, в которую вы хотите перейти, может отказаться принять вас "под крыло". Норма для участкового терапевта - 1700 пациентов на участке, для педиатра - 800 детей. Понятно, что превышение этой нормы не позволит врачу оказывать качественную медпомощь.

Прежде чем менять поликлинику, к которой вы прикреплены по месту жительства, взвесьте все "за" и "против". Ведь сменить ее вы можете не чаще раза в год! Перебираясь в медучреждение в другом районе, вы обязуетесь сами добираться туда в случае даже сильного недомогания. Участковый терапевт не поедет к пациенту из другого района. Нет сил ехать? Придется воспользоваться услугами "скорой", которая оказывает помощь разово и листы нетрудоспособности не выдает.

Можно прикрепиться и к частной клинике, если она работает в системе ОМС. В Свердловской области таких 20: их список можно узнать в ТФОМС или своей страховой компании. Если вы не меняете поликлинику специально, то автоматически остаетесь в той, где лечились по месту жительства.

Лучший друг пациента - страховщик

Главным помощником пациента в вопросах ОМС по закону должен стать страховщик. Большинство из нас наверняка толком не помнит, в какой компании застрахованы. И уверены, что выбор страховой компании не важен. А зря! Пожалуй, именно ее следует выбрать особенно тщательно.

Страховщик обязан безвозмездно консультировать вас по любым вопросам ОМС (например, платной или бесплатной должна быть та или иная медуслуга). А также защищать ваши права, если врачи некачественно оказали вам медпомощь; оперативно и беспристрастно вести проверки по вашим жалобам на больницы; назначать и проводить независимые экспертизы; штрафовать лечебницы за некачественные услуги или отказ в них; бесплатно представлять ваши интересы в суде, если медики нанесли вам серьезный вред.

Прежде чем менять полис, подумайте: какого страховщика выбрать? Ведь сменить его тоже можно будет только раз в год. На Среднем Урале практически рекордное число медицинских страховых компаний, занятых в системе ОМС, - 17. Некоторые из них работают формально и вряд ли станут хорошими защитниками ваших прав. Учтите: теперь не работодатель заключает за вас договор на страхование ОМС, а каждый человек - сам. Поищите информацию о наиболее активных и компетентных страховых компаниях региона в Интернете, наведите справки среди знакомых.

Сейчас ТФОМС готовит рейтинг страховых компаний, который покажет, насколько грамотно и честно они защищали права пациентов в прошлые годы. Компании оценят по массе критериев: опыту и графику работы, количеству представительств, наличию бесплатной горячей линии, компетентных экспертов по разным медицинским специальностям и т. д. В ближайшее время этот рейтинг, вероятно, появится на сайте ТФОМС.

А что, если вы недовольны своей страховой компанией, а сменить ее на другую еще не пришел срок? Пожаловаться в ТФОМС. По наблюдениям заместителя директора ТФОМС по медико-экспертной работе Галины Тюленевой, обоснованными, как правило, признаются только 60 процентов жалоб. В минувшем году областной фонд посчитал доказанными более 500 жалоб на нарушения медиков и более 10 - на огрехи страховых компаний.

Словом, у пациента появилось определенное право выбора лечащего врача, страховой компании, которая должна помочь сориентироваться в новой системе ОМС. Важно только этим правом правильно распорядиться.

На заметку

C полисом ОМС вы имеете право получить медпомощь в любом регионе РФ (неважно, обменяли вы полис или оставили старый).

Сменить страховую компанию, врача или лечебное учреждение можно только раз в год не позднее 1 ноября.

Оформление полиса абсолютно бесплатно! Неважно, сами вы приходите в пункт обмена или страховщик приезжает к вам.

Остерегайтесь мошенников. Лжеагенты могут ходить по квартирам и предлагать купить "полис".

Страховая компания обязана:

- бесплатно консультировать вас по вопросам ОМС;

- по вашей письменной жалобе провести расследование, если вам отказали в медицинской помощи или оказали ее некачественно. Если жалоба подтвердится - призвать медиков к ответу. При необходимости - бесплатно представить ваши интересы в суде.

Если считаете, что страховая компания не отстаивает ваши интересы, следует пожаловаться в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.

Кстати

В течение ближайших двух лет в Свердловской области 11 центральных районных больниц планируется "трансформировать" в межмуниципальные медицинские центры с более современным оснащением - в Краснотурьинске, Ревде, Серове, Нижнем Тагиле, Асбесте, Каменске-Уральском, Красноуфимске, Ирбите, Первоуральске. Двенадцатый муниципальный центр расположится в Екатеринбурге и охватит близлежащие территории в радиусе 100 км. Сельские жители смогут лечиться ближе к дому, без необходимости ездить в областной центр.

ТФОМС Свердловской области:

телефон горячей линии: (343) 362-90-25, сайт http://www.tfoms.e-burg.ru/

Общество Здоровье Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Реформа системы медицинского страхования