21.04.2011 16:49
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 32. Сложносочиненное предложение

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт о сложносочиненном предложении.

    Урок 32. Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочинённом предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении

    Сложносочиненное предложение, как следует из названия, это такое предложение, части которого - грамматические основы - лексически и грамматически равноправны, соединены сочинительной связью с использованием сочинительных союзов. Мы говорили о сочинительной связи, когда исследовали морфологию и правописание союзов и однородные члены в простом предложении.

    I. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочиненном предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

    В зависимости от характера союза и лексического наполнения частей - грамматических основ - сложносочиненные предложения передают разные смысловые отношения.

    Задание. Прочитайте предложения. Найдите во всех предложениях грамматические основы. Обратите внимание на интонационные паузы в месте соединения частей - простых предложений - союзами. Исходя из характера союзов - соединительные, разделительные, противительные, сопоставительные, пояснительные, присоединительные - по порядку проанализируйте логическое соотношение частей в сложных предложениях.

    1)    В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А. Чехов)

    2)    Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания. (А. Серафимович)

    3)    В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

    4)    Язык должен быть не только понятный или простонародный, но язык должен быть хороший. (Л. Толстой)

    5)    Идём на фордевинд, то есть ветер дует с кормы. (И. Гончаров)

    6)    Работа репортёра его не увлекает, да и характер у него неподходящий. (М. Кольцов)

    Обратите внимание при прочтении примеров 1 и 2, что первые грамматические основы этих предложений односоставные.

    Умение видеть односоставные предложения в составе сложных - ключ к пунктуационной грамотности.

    Согласно основному пунктуационному правилу все основы в составе сложносочиненного предложения отделяются, и в основном запятыми.

    Рассмотрим пример (грамматические основы выделены), сопоставляя интонационные паузы и знаки препинания:

    (1) Небо заволокло тучами/, (2) и, наверное/, сейчас начнется дождь/, (3) но дождя нет/, (4) а есть духота/, сжимающая горло/, и полное отсутствие ветра.

    Первый союз и соединяет два предложения, перед ним запятая на месте интонационной паузы. Интонационная пауза после слова наверное - это вводное слово (мы произнесём его с интонацией водности), но оно стоит после союза и, значит, там надо поставить запятую, хотя интонационной паузы нет.

    Второе и третье предложения соединены противительным союзом но, перед которым стоит запятая на месте интонационной паузы.

    Третье и четвертое предложения соединены противительным союзом а - перед ним запятая и интонационная пауза.

    В четвертом предложении однородные подлежащие (одинаковая грамматическая форма существительных) соединены союзом и, однако интонационные паузы на месте обособления причастного оборота (видим суффикс причастия и определяем границы оборота), поэтому на месте закрытия оборота перед союзом и запятая.

    Вместо запятой между частями сложносочиненного предложения может стоять точка с запятой как факультативный знак препинания, если эти части делятся на четкие логические отрезки или значительно распространены, например:

    У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)

    Между частями сложносочиненного предложения ставится тире как авторский знак, если вторая часть заключает в себе:

    а) результат: По дубу перейдем ручей - и мы на болоте. (М. Пришвин);

    б) резкое противопоставление: Спроси - и не скажу. (М. Пришвин);

    в) неожиданное присоединение к первой части: Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло - и вдруг показалось. Еще раз моргнуло - и за решеткой явилось бледное пятно. (М. Пришвин)

    Обратите внимание, что динамика высказываний помимо тире подчеркивается и односоставными предложениями.

    Задания. 1. Прочитайте сложносочиненное предложение. Затем переделайте его так, чтобы получилось простое с однородными членами. Затем переделайте так, чтобы вместо второй грамматической основы стоял деепричастный оборот. Запишите все три варианта. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла высказываний.

    Образец: Море бушует, и вздымаются огромные валы. Море бушует и вздымает огромные валы. Море бушует, вздымая огромные валы.

    1. Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. 2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3. Ребята пришли на стадион, и началась тренировка. 4. Актив класса сумел наладить работу с отстающими учениками, и успеваемость значительно повысилась.

    2. Прочитайте сложносочиненные предложения, обе грамматические основы которых двусоставны. Переделайте предложения по вашему усмотрению так, чтобы одна из частей была односоставной. Запишите оба предложения. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла.

    Образец: Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны. Из дома регулярно писали, и мы были спокойны. Или: Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.

    1. Ранним утром авангард был отрезан, и только после тяжелого боя он присоединился к основной части. 2. Было знойное летнее утро, и пахла резеда. 3. Машу очень ценили на работе, и она без труда устроила меня в ту же лабораторию. 4. Начинался рассвет, и мы должны были идти на рыбалку.

    II. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении

    Части (грамматические основы) сложносочиненного предложения могут иметь общий лексико-грамматический компонент, дающий возможность воспринимать заключенные в каждом простом предложении события как происходящие одновременно, или в одном месте, или при одном условии. В этом случае запятая при неповторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо на месте соединения простых предложений не ставится.

    Части сложносочиненного предложения могут объединять следующие лексико-грамматические компоненты.

    1. Общий второстепенный член, например:

    Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М. Пришвин)

    Второстепенный член обстоятельство, стоящий в начале всего предложения, логический и грамматический распространитель высказывания в целом, детерминант (такая роль обстоятельства исследуется в пособии в теме о порядке слов). Доказательство тому одинаковый вопрос, который можно поставить к обстоятельству одновременно от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения: солнце лучилось и радуга раскидывалась (где?, сквозь что?) сквозь дождь. Обратите также внимание на отсутствие паузы перед союзом и.

    Задание. В сложносочиненном предложении части могут соединяться последовательно и быть связаны логическими отношениями причины и следствия, в этом случае обстоятельство-детерминант распространяет только первую часть, например:

    В это время послышался звонок, и Катя встала. - Катя встала, потому что послышался звонок.

    Почему эта последовательность не сохранится в предложении В это время послышался звонок и встала Катя? Обоснуйте ответ.

    2. Общее придаточное предложение (или заменяющее его бессоюзное):

    Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев)

    Задание. Докажите, что грамматическая основа выделенного придаточного предложения зависит сразу от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения. Проанализируйте местонахождение придаточной части. Совпадает ли вопрос к придаточному предложению с союзом, которым оно присоединяется? Обратите внимание, что это придаточное соотносится и по вопросу, и по логике с обстоятельством времени.

    3. Общее вводное слово, например:

    Словом, время уже истекло и пора было уходить.

    Задание. Как известно, к вводному слову нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Проанализируйте этот пример с точки зрения логической принадлежности вводного слова сразу двум простым предложениям в составе сложного. Есть ли пауза перед союзом и?

    4. Одинаковые грамматические формы подлежащих или сказуемых в частях, представляющих собой два назывных или два безличных предложения:

    1) Хриплый стон и скрежет ярый! (А. Пушкин)

    2) С деревьев капало и в воздухе веяло весной.

    5. Объединяющая интонация, если части сложносочинённого предложения представляют собой вопросительные или восклицательные предложения:

    Когда обед и что будут подавать? - Общая вопросительная интонация.

    Высоко небо и прекрасна земля под ним! - Общая восклицательная интонация.

    Теперь, ориентируясь на алгоритм решения пунктуационной задачи и используя материал данного параграфа, объясните знаки препинания в предложении, сопоставляя их с интонационными паузами:

    Кое-где белел парус/ да чайки,/ плавно махая крыльями,/ опускаясь на воду,/ едва касались ее и кругами поднимались опять вверх,/ а над садами высоко и медленно плавал коршун.

    Задание. Прочитайте парные сложносочиненные предложения, где не расставлены знаки препинания. В одном из этих предложений второстепенный член, стоящий вначале, общий для обеих грамматических основ. В другом этот второстепенный член принадлежит только одной части сложного предложения. При чтении обратите внимание на интонацию, смысловые нюансы фразы, затем проанализируйте структуру предложений. Перепишите, расставляя знаки препинания.

    1. К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом. К вечеру обещали похолодание и мы заторопились домой. 2. В огороде поспели огурцы и Маша ела их прямо с грядки. В огороде поспели огурцы и покраснели ранние сорта помидоров. 3. На площади шел митинг и звучали горячие слова ораторов. На площади шел митинг и я поспешил туда. 4. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и в окнах домов в это время зажглись огни.

    Задание. Где на месте пропуска ставится запятая?

    1)    Барышни в пестрых и лёгких платьях _ и мужчины во фланелевых костюмах и мягкой обуви быстро проходили мимо Зинаиды.

    2)    Одни кузнечики таинственно шептались в густой траве _ да стрекозы, шурша крылышками, пролетали мимо.

    3)    В кустах вдруг возник рев _ и показалась огромная морда медведя.

    4)    Я люблю собирать _ и грибы, и ягоды, и лесные лекарственные травы.

    Ответ: 2.

    Задание. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

    1)    Напротив в домике, построенном на манер готической башни, помещалось посольство крохотной державы.

    2)    К реке вела узкая крутая лестница, и, спускаясь, я подал руку своей спутнице.

    3)    Он прошелся по комнате, насвистывая какую-то мелодию, и остановившись рядом со мной, замолчал.

    4)    Грачи закричали за рекой, и повсюду: в кустах и траве - запели птицы.

    Ответ: 3.

    Поделиться