Рост цен на нефть больше не только не является локомотивом экономического роста, но и может навредить ему, предупреждает вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин.
С таким заявлением он выступил вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). А также призвал предпринимателей искать комплексные решения проблем пенсионной системы. Кудрин заявил, что для выработки экономической стратегии страны необходима политическая конкуренция. Долгожданного ответа на вопрос о том, как все-таки будет реализовано обещание понизить ставки страховых взносов в социальные фонды, бизнес, правда, от министра так и не дождался.
Тот лишь напомнил, что решение о повышении ставок с 26 до 34 процентов принималось очень нелегко.
И провести сложные расчеты на десятилетия вперед за полтора месяца теперь сложно. Если отменить регрессивную шкалу и порог годовых зарплат, после которого взносы не взимаются, пенсионная система будет сбалансирована лишь при ставке не ниже 28,5 процента, подсчитал Алексей Кудрин. Он дал понять, что остается при своем мнении о необходимости повысить пенсионный возраст. Но тут же добавил, что такой вариант не обсуждается. Между тем размер страховых взносов и принципы их уплаты оказывают существенное влияние на экономику в целом и ее модернизацию, считает Кудрин. Причем речь идет о выборе модели, в которой предстоит жить дальше.
Но только пенсионными проблемами дело не ограничивается. "Стратегия, цели государства, модель экономики, которую мы создаем, вышли сегодня на одно из первых мест", - признал Кудрин. Причем прежняя модель экономики, основанная на росте нефтяных цен, сегодня явно не срабатывает. В разных сценариях прогноза минэкономразвития, рассматриваются несколько вариантов цен на нефть.
Но темпы роста экономики в любом случае остаются слабыми. По базовому варианту при стоимости барреля в 93 доллара ВВП в следующем году прибавит всего 3,5 процента. "Вот в чем проблема и подтверждение того грустного факта, что цена на нефть, которая до кризиса являлась стимулом развития, сейчас себя исчерпала",- сокрушался Кудрин. При этом рост ВВП ниже 3 процентов он называет стагнацией, а до 4,5 процента - слабым, неустойчивым, не достаточным для модернизации. В таком случае, пояснил Кудрин, предприятия не будут успевать обновляться.
Прогнозируемый рост инвестиций в 8,8 процента для модернизации тоже мал. Источником, который мог бы повысить доверие к экономике и, соответственно, стать фактором для роста инвестиций, министр считает, прежде всего, стабильность, низкую инфляцию. Именно разгона инфляции он и опасается при росте нефтяных цен. Да и в прежние годы высокие цены на сырье, на которые опирался рост экономики, по его словам, сыграли с нами злую шутку. При увеличении ВВП на 8 процентов в год объем вбрасываемых в экономику денег доходил до 50 процентов.
Расплатой была высокая инфляция, борясь с которой Центробанк укреплял рубль. А развивались в основном такие отрасли, как торговля, финансы, недвижимость. Но и при инфляции в 7-8 процентов модернизация практически не начинается, заметил министр. Для того, чтобы пошли инвестиции, рост цен должен быть не выше 3 процентов, тогда и ставки по банковским кредитам будут на уровне 5-7 процентов. "Зажать" инфляцию, повторил Кудрин, можно. Но для этого не надо наращивать бюджетные расходы за счет нефтедолларов.