России необходим новый закон об основах охраны здоровья граждан

Правительство  прописало народу долголетие. Повышение продолжительности жизни россиян, как полагают на Охотном Ряду, - главная цель внесенного в Госдуму законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Конечно же, лучше бы человеку самому смолоду заботиться о своем здоровье, чтобы как можно реже обращаться к врачам и прожить столько, сколько на роду написано, не укорачивая свой век. Однако, увы, приходится все-таки когда-нибудь становиться пациентом.

Проект правительственного законопроекта как раз и регулирует многогранные отношения врача и пациента, и к тому же определяет роль государства, которое должно охранять наше здоровье. У него для этого есть целая система и даже специальный закон. Однако действующие до сих пор Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, по словам первого замруководителя фракции "Единая Россия", заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Татьяны Яковлевой, морально устарели. Они приняты "аж в 1993 году", когда в стране и власть была устроена по-другому, и система здравоохранения. Теперь взят курс на модернизацию, который должен изменить и законодательство.

Важно, что во внесенном законопроекте, считает Яковлева, наконец-то определено, что такое "диагностика", "профилактика", "лечение", "реабилитация", "качество медицинской помощи", "медицинская услуга". Зафиксирована бесплатность медицинской помощи для россиян, уточнен порядок утверждения программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи. "Правда, раздалась критика в адрес законопроекта, дескать, документ не содержит конкретного списка бесплатных услуг, - заметила Татьяна Яковлева. - Но как законодатель, должна отметить, что такой список и не может быть частью данного федерального закона. Должен быть отдельный закон о перечне государственных гарантий".

Она напомнила, что когда Госдумой принимался законопроект "Об обращении лекарственных средств", "много копий ломалось вокруг отсутствия в этом нормативно-правовом акте статей об орфанных препаратах". Встревожены были и пациенты, страдающие редкими заболеваниями, и общественные организации, и правозащитники. В мире известно порядка 5-7 тысяч редких заболеваний (медики называют их еще "сиротскими"), которые диагностируются примерно у 6-8 процентов людей. Со временем таких болезней становится больше: ежегодно ученые описывают порядка пяти новых патологических состояний. Речь идет о различных генетических и наследственных заболеваниях, редких формах онкологии. Без законодательства никто из таких больных не чувствовал стабильности и уверенности в завтрашнем дне. По разным оценкам, редкими болезнями в России страдает от 300 тысяч до 5 миллионов человек. "Такой разброс в цифрах не случаен: в стране не было законодательного определения "редкие болезни" и отсутствует понятие орфанных лекарств, применяемых для их лечения", - пояснила депутат, отметив, что в новых Основах охраны здоровья граждан даны точные определения редких заболеваний и предусмотрено, что обеспечение орфанными препаратами происходит за счет средств федерального бюджета.

Яковлева обратила внимание на то, что правительственный законопроект "поставил точку над "i" и в дискуссии об эвтаназии". В документе содержится новелла "Запрет эвтаназии". "Основополагающий закон отечественного здравоохранения зафиксировал невозможность превращения врача в палача", - с удовлетворением констатировала Яковлева. И как куратор партийного проекта "Россия - мы должны жить долго", пропагандирующего здоровый образ жизни, подчеркнула важность появления в законопроекте статьи, прописывающей ответственность госорганизаций, муниципалитетов и медорганизаций за формирование мотиваций к ведению здорового образа жизни и главное - создание для этого инфраструктуры.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова полагает, что будущий закон "позволяет сформировать современную и эффективную систему российского здравоохранения".

Впервые, по словам Борзовой, на первое место поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья. В законопроекте определены четкие критерии доступности медицинской помощи,  подтверждается недопустимость отказа в ней. Закреплен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни.

Круг полномочий федеральных органов дополнен реализацией мероприятий по спасению жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацией медицинской эвакуации, координацией и внедрением передовых медицинских технологий. Кроме того, исключительно за федеральным уровнем закрепляются полномочия по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом обязательным требованием, как подчеркивает глава профильного комитета, остается обеспечение доступности медицинских услуг надлежащего качества для граждан вне зависимости от того, где они живут или работают. В законопроекте также подробно урегулированы вопросы прав граждан на выбор врача, а также выбор медицинской организации. Особой новеллой является обязанность медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами.