В век, когда стремительными темпами происходит медиареволюция, победит тот, кто сумеет подчинить себе новые технологии.
Уже в самом ближайшем будущем основная ставка будет сделана на видео. И профессиональные производители видеоконтента будут цениться, как никто другой. Причем, неважно, где они живут - в столице или "в глухой провинции у моря". Вот именно в этом видится особая важность проведения конкурса для региональных телекомпаний "ТЭФИ- регион". И те, кто думают, что это лишь просто поддержка столичными мэтрами телевизионщиков на местах, нечто сродни благотворительности, ошибаются. Уже сейчас - если в Интернете появляется хороший фильм или ролик - его оценивают не по тому критерию, где именно он сделан.
Заключительные мероприятия Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ-регион" в этом году прошли в Таганроге (19-22 апреля) - на родине Антона Павловича Чехова, городе, где из дворика дома-музея писателя видна местная телевышка. Атмосфера "ТЭФИ-регион" всегда заметно отличается от столичных церемоний. Два "телепрезидента" - бывший Владимир Познер и нынешний Михаил Швыдкой - здесь нарасхват - консультации, автографы, интервью. Где еще спокойно, без суеты, можно провести творческий разбор работ - будь-то художественный фильм "Овсянки" - продюсер которого вице-президент Академии Российского телевидения Игорь Мишин или сюжеты начинающих телевизионщиков, с которыми, как со своими детьми, носится руководитель Центра "Практика" из Нижнего Новгорода Нина Зверева. Послушать Василия Кикнадзе - генерального директора АНО "Спортивное вещание", рассказывающего о том, например, как готовится телевидение к Олимпиаде в Сочи - большая удача.
Эдуард Сагалаев так компетентно рассуждает о цифровизации телевидения, что будущее перестает казаться таким уж невозможным. Светлана Колосова, возглавляющая на Первом канале Дирекцию документального кино, Александр Гуревич, Яна Поплавская...
Одно из самых сильных впечатлений на всех произвело выступление генерального директора телеканала "Дождь" Натальи Синдеевой. Рассказ о том, как делается новое телевидение "на ощупь". Как на "Дожде" отрабатывали новые технологии - эфир в студии, где открыты окна на улицу, параллельно идут совещания и различные мероприятия. Многие подробности кухни "Дождя" заставили и маститых и юных телевизионщиков быть в недоумении: как можно было долго работать ведущим без телесуфлеров (в наше время), как использовать подвижную сетку - не придерживаясь строгой программы передач, а, руководствуясь интересами зрителя, - ну почему, если разгорелась интересная дискуссия, нужно ее прерывать для следующей заявленной программы. Как может быть в наши дни телевидение, которое не зависит от рейтинга? А значит, от рекламодателя. Хорошо это или плохо? В каких отношениях должен быть канал с высокими чинами, в частности с президентом, и в каких случаях обращаться к нему за помощью. Конечно же спросили о закрытии проекта "Поэт и Гражданин", и Синдеева ждала этого вопроса. И все поняли, что телевидение "наощупь" продолжается, уже после выступления Натальи, когда стало известно, что телеканал "Дождь" покидает его режиссер - известная в телевизионном мире своим высоким профессионализмом Вера Кричевская. Однако этот вопрос на мастер-классе задать уже не успели.
...Всех победителей регионального телевизионного конкурса, награжденных в Таганроге, в заметке перечислить невозможно - их имена можно посмотреть на сайте Академии Российского телевидения. Но о двух моментах заключительной церемонии стоит сказать особо. Первое - награда "За личный вклад в развитие Российского телевидения" была вручена посмертно Раисе Яковлевне Беспечной. Зал вставал дважды. Ведущая церемонии Арина Шарапова прослезилась. И не она одна.
И второе - в этом году не была вручена награда в номинации "Репортер". И это при том, что на общий конкурс было прислано более полутысячи работ. Для объяснений с региональными коллегами по телецеху на сцену поднялся Владимир Познер. Сказал он следующее:
- На конкурс в номинации "Репортер" было прислано много работ. Но среди них не было ни одной, которая бы нас зацепила. В нынешних условиях трудно быть тележурналистом. Мы не дали ТЭФИ, потому что было бы неправильно поощрять когда некого поощрять. Я не виню репортеров. Сегодня им трудно работать так, как надо...
Слушая Владимира Познера, было понятно, что это явление - тревожный знак. Тем более, если мы говорим о медиареволюции, когда, по сути, репортером может быть любой блогер.