24.04.2011 23:20
    Поделиться

    Андрей Максимов: Разговоры о том, что из самой читающей мы превратились в самую нечитающую страну, - сильно преувеличены

    В Санкт-Петербурге состоялась очередная книжная выставка-ярмарка, в рамках которой прошел первый Международный писательский форум.

    И вот я думаю: человек, вечно спешащий, тот, кто в той или иной степени задолбан жизнью (людей, вовсе не задолбанных жизнью, в России, по-моему, и вовсе не встретишь), вот этот самый мой современник, прочитав подзаголовок колонки, будет ли дальше читать? Или решит: какое мое дело до всех этих ярмарок? До всех этих писательских форумов? До всех этих разговоров о книгах?

    То, что у нас много людей, которые книги читают, - это факт. Один из организаторов выставки Денис Котов рассказал мне, что по статистике у нас читает более 60% людей. Ужасно хочется верить в эти оптимистичные цифры... Но вот интересует ли даже этот существенный процент "книжкины проблемы"? Понимают ли люди, что проблемы писателей - это все равно проблемы читателей, потому что любая книга начинает жить только в тот момент, когда ее возьмет в руки другой человек?

    Ответ на этот вопрос для меня был в лицах людей, которых я встречал на книжном салоне в Питере.

    За день до открытия выставки форума я презентовал в Рязани свою новую книгу "Интеллигенция и гламур", и мне задали вопрос: "То, что гламур в России есть, - это понятно, а вот осталась ли интеллигенция?" Я ходил по огромным залам "Ленэкспо", где проходила выставка, смотрел по сторонам и убеждался с радостью: русская интеллигенция есть! Может быть, имело смысл проводить эту выставку даже только для того, чтобы убедиться: остались еще в России интеллигентные лица! А то ведь, как мой родной телевизор посмотришь, - начинаешь подозревать, что лица такие исчезли вовсе. Иногда начинает казаться, что основное население нашей страны - это люди, которые хохочут, услышав с экрана слово из четырех букв, начинающееся на "ж". На книжной выставке как-то очень зримо убеждаешься, что иные люди тоже, к счастью, не перевелись.

    И на самой выставке, и на писательском форуме самым интересным для меня были беседы о книгах, о литературе. Ведь, если вдуматься, какими глупыми и нелепыми разговорами заполнен наш досуг! Телевидение и радио, признаемся, в наши пересуды тоже мудрости не слишком добавляют.

    Поразительно и прекрасно, что остались еще те, кто воспринимает "книжкины проблемы" как свои кровные. Никакие реформы и кризисы этих людей не уничтожили. Это профессиональные читатели.

    Посетителей на выставке - толпы. Встречи практически с каждым писателем собирали множество народу. В общем, мне показалось: разговоры о том, что из самой читающей мы превратились в самую нечитающую страну, - сильно преувеличены.

    У меня было несколько встреч с читателями - и на самой выставке, и в книжном магазине - и мне показалось, что, если говорить о книжном бизнесе, главная проблема, которая волнует сегодня читателя: отсутствие информации о книжных новинках.

    Смотрите, какая получается интересная история. У нас выходит огромное количество популярных изданий про телевидение, поэтому практически ни одна новая телепрограмма незамеченной не остается. Фильмы рекламируют себя, как могут. Некоторые, словно пьяный матрос в кабаке, - громко и яростно, иные - тише и спокойней, стараются, однако, все.

    А вот книги рекламируются очень мало, да и то, как правило, те, что издаются сумасшедшими тиражами. Тем самым 60 с лишним процентов, которые, по мнению Котова, читают, очень трудно сориентироваться в книжном море.

    У нас нет ни одной заметной телепередачи, из которой читатель мог бы получить интересную и полезную информацию о книжных новинках. Мы живем в мире, который во многом формирует телевидение и Интернет, - так вот, и там и там книги являются случайными гостями. Если более 60% наших сограждан читают, то кто и когда решил, что рассказ о книге не принесет рейтинг?

    Вообще, мне кажется, что и сама выставка, и Международный писательский форум заставили людей задуматься о том, какую роль играет книга в нашей с вами жизни. И играет ли? И какая книга?

    Граждане России всегда, в любую эпоху ищут повод для оптимизма: повод для оптимизма в нашей стране всегда надо искать, он, этот повод, на дороге не валяется, в глаза сам не бросается. Так вот, тот факт, что сегодня в нашей стране многим нужна литература, - этот самый "оптимистический повод" и есть.

    Мы не хотим отдавать себе отчет в том, что Россия не умрет, покуда в ней есть читающие люди. Книга у нас в стране - сакральное понятие, и это тоже факт, от которого никуда не деться.

    Вот, говорят, молодежь не читает. Она не читает, как предыдущие поколения, когда книгу любили все, она просто разделилась на читающих и нечитающих. Но читающие тоже остались. На выставке, кстати, можно было увидеть немало молодых людей.

    Может, не стоит устраивать соревнование: кто победит - Интернет или книга? Может быть, стоит успокоиться на том факте, что сегодня есть читающая публика (и ее немало)?

    Об этом, мне кажется, думали те, кто решил провести именно в Питере Международный писательский форум.

    Когда едешь в Санкт-Петербурге по раздолбанным улицам или, улетая из Пулково, непременно стоишь в огромной очереди, или, зимой, пробегаешь под падающими сосульками, - трудно поверить, что ты находишься в культурной столице России. Разумеется, когда здесь проводится писательский форум, это не решает питерских проблем, но уважения к городу, без сомнения, прибавляет.

    На первом же "круглом столе", в котором участвовали губернатор города В.И. Матвиенко, председатель Счетной палаты и президент Российского книжного Союза С.В. Степашин, известные российские и зарубежные писатели, шла речь о проблемах важных и конкретных: как продвигать отечественную литературу за рубеж? Говорили и об институте литературных агентов, о котором, честно говоря, мы знаем в основном из зарубежного кино.

    Повторю еще раз: проблемы писателей - это в конечном итоге проблемы читателей. Один известный и очень хороший литератор рассказывал мне, что за свой последний роман он получил гонорар в сумме 1 (одна) тысяча долларов. Только публикации за рубежом, да еще, может, литературные премии позволяют пишущему человеку думать не о хлебе насущном, подрабатывая где угодно, а о новых книгах. Это чья проблема: писателя или читателя?

    Отсутствие литературных агентов приводит к тому, что подчас талантливые и интересные книги либо вовсе не доходят до типографии, либо издаются столь мизерными тиражами, что не попадают к широкому читателю. Это чья проблема: того, кто пишет, или того, кто читает?

    Подозреваю, что даже те, кому интересны разговоры о книгах, мне скажут: ну, встретились, ну, пообщались, и чего дальше? Пессимистам хочу заметить: все самые замечательные (как и не самые замечательные) дела на нашей Земле всегда начинаются с разговоров: даже два человека не смогут сдвинуть камень, если сначала не поговорят, как это сделать.

    Международный писательский форум в Питере был первым. Лично я с надеждой, оптимизмом и радостью ожидаю второго.

    Поделиться