25.04.2011 23:04
    Поделиться

    Завершается экспериментальный интернет-фестиваль "Российской газеты"

    Близится к финалу наш первый кинофестиваль в Интернете. Вступил в соревнование за Приз зрительских симпатий последний фильм конкурса - "Дом для богатых" Владимира Фокина, и уже проясняются первые итоги эксперимента.

    А это, конечно, эксперимент. Кино только начинает разведывать легальные пути в Интернет: чуть раньше нас свой фестиваль французских картин запустил в Сеть Unifrance, почти одновременно с нами начался интернет-фестиваль национального кино в Испании - идея витает в воздухе и быстро становится реальностью. Ее развитие в России пока сдерживает отсутствие у многих пользователей "быстрого Интернета", но качество техники - вопрос времени.

    Экспериментальный характер фестиваля связан еще и с попыткой понять, способно ли еще отечественное кино привлекать внимание зрителей, или связи утрачены безвозвратно? Для этого свободная территория Интернета более чем благоприятна: зрители приходят, потому что им интересно, и могут в любой момент, заскучав, уйти, не опасаясь никого обидеть. Нам оставалось извлечь из небытия несправедливо забытые картины - и ждать, придет ли кто-нибудь их посмотреть.

    Пришло очень много людей. Еще нет окончательных подсчетов, но уже ясно: зрителей наше кино, вопреки убеждению прокатчиков, по-прежнему интересует.

    Мы отобрали для первого опыта фильмы очень разные по жанру и художественному уровню - так из разных пробирок берут для пробы образцы. Какого типа кино встретит наибольшее понимание и отклик? Лирическая утешительная сказка для взрослых - или жесткое предупреждение современникам о грозящем им близком будущем? Сатира, принявшая форму интеллектуальной игры в музыкально-поэтическое действо, где от зрителей требуется определенный уровень эрудиции ("цепляет память", как выразилась Елена Ж. по поводу фильма "Не думай про белых обезьян") - или простая по сюжету душещипательная драма для семейного просмотра?

    Наверное, многих критиков это огорчит, но фестиваль подтвердил гипотезу о том, что зрители ждут от кино не только очередных разоблачений ужасов нашей несовершенной жизни. Гораздо в большей степени они ждут инъекции оптимизма - пусть даже ценой "нас возвышающего обмана". Не пропагандистского вранья - а естественного позитивного настроя здорового человека, для которого стакан всегда наполовину полон, а не наполовину пуст. Поэтому столько благодарностей пришло в адрес фильма Яны Поляруш "Видримасгор", который пока лидирует в зрительском рейтинге. "Я уже думала, что у нас такое кино не делают" - изумлена Таня Ш. "После кинематографической тошнотворной духоты наших дней могу сравнить "Видримасгор" с целительным глотком свежего воздуха", - пишет Владимир.

    Этот позитивный взгляд, столь дефицитный в нашем "новом кино", определяет интерес и к фильму куда более сложному по художественному языку - калейдоскопичной картине Карена Шахназарова "День полнолуния". За два часа перед нами прошли десятки человеческих характеров в ситуациях самых драматичных, включая одиночество, разочарование и смерть, - и это все, как пишет наша зрительница Галина, "завораживает своей глубиной, недосказанностью, утонченностью. Тот редкий фильм, который можно пересматривать много раз, пытаясь переосмыслить заново... как свою жизнь". "Это своеобразная эстафетная палочка, которая переходит от человека к человеку. Неважно, через взгляд ли, посредством музыки или чтения книги. Фильм очень правдив и натурален - словно автор обладает удивительной способностью видеть сквозь стены, расстояния и время" - вторит Галине Нина Кутузова.

    Приглашение к соразмышлению и сочувствию - редкое теперь качество. Оно объединяет такие разные картины, как "День полнолуния", "Одноклассники", "Спартак и Калашников", "Кавказская рулетка", "Дом для богатых". Именно его мы сделали главным критерием отбора картин для первой "пробы пера" - в споре с практикой кинопроката, убежденного в неспособности современных зрителей увлечься чем-либо, что их "грузит".

    Самый дорогой для нас лейтмотив зрительских откликов и рецензий - "Я счастлива, что российское кино еще живо!" - Елена Соколова, "Спасибо организаторам фестиваля за испытанное чувство гордости за отечественный кинематограф!" - Ксения Максимова. Это замечательный итог эксперимента: зрители с изумлением открыли, что наше кино все еще умеет снимать хорошие, добрые и человечные фильмы.

    Разброс оценок конкретных картин, разумеется, велик - от полного неприятия до безудержного восхищения. Но нет грубостей, нет желания уязвить автора картины - в довольно значительном количестве пришедших нам мини-рецензий зарождаются начала необходимого, хотя и давно угасшего конструктивного диалога художника и его зрителя, утраченных контактов кинематографистов с их публикой.

    Сегодня с 17 часов в Сети появится внеконкурсный короткометражный фильм Владимира Фокина "Смерть чиновника" - его курсовая работа, ставшая и дипломом будущего знаменитого режиссера. Это экранизация известного чеховского рассказа о чиновнике, который, сидя в театре на модной оперетке "Корневильские колокола", ненароком чихнул на лысину располагавшегося перед ним генерала. Незначительное происшествие обернулось большой бедой в силу родового недуга российского чиновничества - перед вышестоящим впадать в ступор, изображая кролика перед удавом. Рассказ этот был актуален в чеховские времена, он был актуален в 1978 году, когда Фокин снимал свой фильм, и становится еще актуальней в "новой России" наших дней.

    Картина несет в себе все черты студенческой работы: амбициозный молодой режиссер делает серьезную заявку на большое кино, экспрессивное по изображению, а по тем годам - и авангардное по стилю. В таких первых опытах внимательный взгляд может различить прообразы будущих кинематографических открытий, которыми нас одарят потом известные, знаменитые, великие мастера. Так что показ этой ленты - еще один "пробный камень": если этот наш интерес к первым фильмам мастеров разделят наши зрители - как знать, возможно, лучшие студенческие работы могли бы стать темой одного из следующих фестивалей "Дубль дв@".

    Поделиться