Наиболее активные контрольные и надзорные органы поручил проверить президент России Дмитрий Медведев. По словам президента, он получает огромное количество обращений от граждан и бизнесменов о деятельности противопожарных органов, органов технологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
Как показал опрос, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), среди 250 предпринимателей один из лидеров по количеству проверок - Роспотребнадзор. Это ведомство уступает по количеству проверок лишь Госпожнадзору. При этом опрошенные предприниматели указали, что проверки Роспотребнадзора обременительны.
- Требования, которые Роспотребнадзор предъявляет предпринимателям, практически не изменились, - говорит эксперт НИСИПП Александр Литвак. - Хоть процедуры проверок и соблюдаются, тем не менее требования сложновыполнимы. В этот момент возникает почва для злоупотреблений. Сейчас минэкономразвития проводит активную работу по пересмотру контрольно-надзорных функций. Я думаю, предприниматели уже должны бы ощутить позитивные сдвиги.
В целом предприниматели согласны - позитивные сдвиги есть. Как рассказал директор фирмы "Алена" Валерий Сашко, Роспотребнадзор старается не мешать работе предприятия во время проверок.
- Проверяющие из Роспотребнадзора задают конкретные вопросы, и если мы отвечаем и подтверждаем это документально, то претензий нет, они ведут себя очень корректно, - говорит Валерий Сашко. - У нас была плановая проверка около двух лет назад, нас заранее предупредили, перечень вопросов составили, пришла комиссия из трех человек, я предоставил все бумаги, никаких проблем не было. Я думаю, что где-то года четыре назад они стали вести себя очень профессионально.
Руководитель клиники "АГАМИ" Борис Агами сообщил, что его клиника прошла проверку Роспотребнадзора в 2010 году. Проверка прошла корректно, и претензий не было.
- Чтобы проверки не были обременительны, надо выполнять требования законодательства, - говорит Борис Агами. - Особенно в медицине - это здоровье людей. Если есть устаревшие требования, их надо менять законодательно, а не ждать, что проверяющие закроют глаза на нарушения.
Исполнительный директор компании "Ультрадент" Андрей Челятников говорит, что ни одна структура не станет закрывать глаза на нарушения - ведь за это можно поплатиться местом. А большое количество документов для медицинского учреждения - норма. Ведь речь идет о здоровье людей.
- Ситуация в 90-е кардинально отличалась от сегодняшней, - говорит А. Челятников. - Тогда был сплошной бардак, все покупалось. Сейчас же все приведено в соответствие. Санитарные требования понятны, их стараются выполнять.
По мнению Валерия Сашко, проверки Роспотребнадзора необходимы. Они позволяют вычислить и наказать подпольные клиники.
- Есть клиники, где работают люди, вообще не имеющие право быть врачами, а наш человек легко попадается на их удочку, - говорит он. - Поэтому проверки должны быть. Но они должны быть открытыми: в какой клинике была проверка, кто был в составе проверяющей комиссии, какие нашли недостатки, каков вариант решения, выполнение в такие-то сроки. И вот здесь надо смотреть, чтобы паршивая овца не завелась в проверяющих органах: если один и тот же проверяющий инспектор несколько раз подает документы в суд, но суд доказывает несостоятельность его проверок, то он должен отвечать. В судебном делопроизводстве, в других судебных инстанциях это есть. В Роспотребнадзоре, в мин здраве и департаменте здравоохранения этого нет, а надо было бы обязательно ввести.
С принятием Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ситуация с проверками, в том числе органами Роспотребнадзора, изменилась, говорит начальник юридического отдела общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Ирина Юнкман. Особенно, по ее словам, это касается нормы о необходимости согласования органами прокуратуры внеплановых выездных проверок, наличие которых существенно снизило административный пресс с субъектов малого и среднего бизнеса.
- По данным прокуратуры г. Москвы, в 2010 году более чем в 80% случаев проверяющим было отказано в проведении внеплановой выездной проверки, - поясняет Ирина Юнкман. - Лидерами среди тех, кому прокуратура отказала, были в том числе территориальные органы Роспотребнадзора. Основная причина отказа - отсутствие основания для проведения проверки. В целом можно отметить, что на Роспотребнадзор стали жаловаться существенно меньше.