Второй год 74-летний ветеран Павел Прокопьев сражается за свою честь. Несколько маков на клумбе у дома сделали его осужденным. А пожилую доярку в том же районе до суда довел один маковый куст.
Вот такую бескомпромиссную борьбу с "наркопроизводителями" провели участковые на территории Анцирского сельсовета. Участковый поймал владельца криминального растения прямо на месте преступления - в собственном полисаднике.
Вот как объясняет происхождение запрещенного цветка ветеран:
- Моя жена учила биологии детей и очень любила цветы. Когда она умерла, в память я и соорудил у крыльца клумбочку. В июне участковый - с предупреждением. Оказывается, невесть откуда средь астр маки взялись. От греха подальше повыдергал. А в конце августа смотрю - новая мелочь алеет. Тут ко мне и нагрянули.
Из обвинительного акта следует, что местные участковые, проводя рейд по выявлению лиц, занимающихся культивированием наркосодержащих растений, и осмотрев цветник, записали, что он "регулярно пропалывался, поливался, сорной травы нет". И сделали вывод: "Мак выращивался специально". Из материалов химэкспертизы: "...растения в количестве 7 штук относятся к виду paver somniferum - мак снотворный, содержат в своем составе алкалоид опия - морфин...".
Алексей Лихман, сосед ветерана с трудом избегает непарламентских выражений:
- Нашли преступника! Да у нас "стеклорез" - технический спирт рекой по деревне течет. Половина молодежи давно лежит на кладбище. Избы всех торговцев известны, а борется кто с этой бедой?
В итоге старика осудили и приговорили к штрафу в 2500 рублей.
- Откровенно говоря, - считает краевой чиновник, - участковый, конечно, мог ограничиться и повторной беседой с пожилым односельчанином, а при желании - и помочь ему вырвать злополучный мак. Да и защитник способен был обратиться к статье 28 УК РФ и в связи с деятельным раскаянием лица, впервые совершившего правонарушение, добиться прекращения уголовного преследования. С другой стороны, ну, оштрафовали, не посадили же!
Не посадили, а лишь полпенсии лишили и старейшую доярку деревни Белоярск Надежду Исайкину. Ее "повязали" в том же рейде. Как и Прокопьев, старушка "умышленно, незаконно, осуществляя уход, а именно полив и прополку, с целью доведения до стадии созревания, культивировала"... один куст мака.
Многостраничная стопа официальных ответов на горький вопрос Павла Романовича: "Ну, объясните, какой же я наркобарон, как мне с судимостью внукам в глаза смотреть?". Солидные бланки, размашистые автографы. Но хоть кто-нибудь взял бы, да написал человеческим языком: простите, мол, дорогой ветеран, что служебное рвение одних формалистов и равнодушие других довели ситуацию, выеденного яйца не стоящую, до приговора.
Увы, и полтора года спустя даже не знакомые друг с другом люди точно под копирку бубнят казенные нотации: "Судебное решение признано законным и обоснованным. Квалификация ваших действий по ч.1 ст. 231 УК РФ обоснованно подтверждается показаниями свидетелей, протоколом осмотра места происшествия, протоколом выемки мака...".
Те же фразы и в письмах, присланных на имя уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова.
- Ситуации, когда право вершится формально, когда за буквой не видят реальную личность, - отнюдь не редкость, - констатирует омбудсмен. - Кто-то при этом, манипулируя статьями, процедурами, надувает отчетность, кто-то попросту счеты сводит с неугодными. Возможны ли подобные "маковые" истории после того, как закон серьезно поправили? Боюсь, они еще не раз повторятся. Да, ни одно, ни десять наркосодержащих растений - больше не криминал. Но, задавшись целью, можно и на "либретто" с одиннадцатью вершками-корешками "оперу" сочинить. Самое печальное - доверия к власти такие случаи не прибавляют. Закон вроде соблюден, а справедливость не торжествует.
- Павла Романовича знаю с шестого класса, - делится с "РГ" глава Анцирского сельсовета Анатолий Лавренков. - Нашим бывшим совхозом 22 года руководил, с нуля поднял его до самых передовых в районе, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Все при нем здесь построено, все без него теперь рушится.