Электронная промышленность является одним из наиболее высокотехнологичных секторов экономики любого государства. Именно электронные технологии являются катализатором научно-технического прогресса и способствуют развитию остальных отраслей экономики. Мировой рынок электроники - один из самых емких и быстрорастущих рынков, имеющий огромный потенциал для дальнейшего развития. Видимо поэтому парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении развития электронной промышленности" вызвали особый интерес как депутатов, так и представителей отрасли.
В России разработкой и производством электроники занимается около 2,5 тыс. организаций, сообщил в своем выступлении вице-спикер Госдумы Валерий Язев, при этом доля российских производителей на мировом рынке составляет всего около 0,5%. Продукция большинства из них просто не способна конкурировать с зарубежными аналогами. Основные приметы упадка отечественной электроники очевидны: производственная деятельность большинства предприятий электронной промышленности носит мелкосерийный характер и ориентирована на "нишевые" сегменты внутреннего рынка, отсутствует собственная компонентная база. Даже во вновь разрабатываемых отечественных образцах вооружений, военной и специальной техники до 70% электронных компонентов - иностранные.
Критическая ситуация, по мнению Язева, сложилась и в сфере ресурсно-сырьевого обеспечения электронной промышленности редкими и редкоземельными металлами. Около 20% предприятий отрасли относятся к государственному сектору. Их отличительные черты - избыточность производственных мощностей и изношенность основных фондов. Российские производители электроники практически не участвуют в международной кооперации. Остро стоит кадровая проблема.
При этом нельзя сказать, что отрасль уж совсем обделена вниманием государства. Реализуются ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы" с общим объемом финансирования 187 млрд рублей (в том числе 110 млрд рублей - из федерального бюджета). Электронщики участвуют в реализации федеральных целевых программ "Глобальная навигационная система", "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" и т. д. Однако денежные вливания не способны изменить структуру отрасли, справиться с ее основными проблемами. Необходима разработка новой редакции Стратегии развития электронной промышленности и соответствующих государственных программ, предусматривающих увеличение доли софинансирования мероприятий программы из федерального бюджета. Столь же необходимы четкие и жесткие технические регламенты.
Представители отрасли отметили и некоторые успехи отечественной электроники. Так, за 2010 год объем выпуска продукции специального назначения в сопоставимых ценах составил 121,1% от уровня соответствующего периода прошлого года, объем продукции, поставляемой на внутренний рынок, - 121,2%, а объем продукции, поставляемой на экспорт, - 112,1%.
По состоянию на 1 января 2011 года прибыльными являются 75,2% промышленных предприятий и 85,4% научных организаций отрасли. В целом объем полученной прибыли по электронной промышленности за 2010 год составил около 3,5 млрд рублей.
В то же время импорт предприятий электронной промышленности возрастает пропорционально увеличению объемов производства и темпам технического перевооружения отрасли. Объем импорта в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 37,2%, составив более 41,1 млн долларов.
Крайне негативное влияние на конкурентоспособность российской электронной промышленности оказывают высокая налоговая нагрузка и действующие ставки страховых взносов в ПФ РФ, Фонд социального страхования, ФФОМС и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования.
Участники слушаний рекомендовали Комиссии Таможенного союза ускорить разработку и утверждение технических регламентов "О безопасности низковольтного оборудования", "Электромагнитная совместимость технических средств", "О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировке". Федеральному Собранию РФ рекомендовано в приоритетном порядке рассмотреть проект закона "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса", доработав его в части регламентации вопросов участия российских производителей промышленной продукции в разработке технических требований по крупным направлениям закупок. А также внести изменения в Закон "О государственном оборонном заказе", касающиеся главным образом создания механизмов заказа и сопровождения высокорисковых исследований и разработок электронной компонентной базы, аппаратуры и приборов; повышения уровня авансирования закупок; фиксирования рыночной стоимости основных видов материалов и комплектующих.