Новости

26.04.2011 00:40
Рубрика: Экономика

В ожидании "умного" государства

Опыт успешных регионов надо сделать стратегией России

Производительность труда в советской экономике в 1990 году составляла 29,4% от американской. Производительность труда в нынешней российской экономике составляет почти те же 29,5% от американской. Технологическая деградация, неконкурентоспособность российских товаров, свертывание производства, технологий, целых отраслей, отсутствие инновационной активности характеризуют ситуацию в российской экономике. Что привело к этим результатам? Ответ очевиден: неблагоприятный инвестиционный климат. Созданные условия в экономике страны сделали невыгодными для бизнеса инвестиции, технологическую модернизацию производств, создание инноваций, способных повышать эффективность технологий. Каждому предприятию и предпринимателю создали очень неуютные условия. Поэтому озвученные президентом меры по улучшению инвестиционного климата воспринимаются как знаковое событие, кардинальный разворот в российской экономической политике.

Во-первых, президент ясно связал необходимость быстрого и масштабного роста инвестиционной активности для создания качественной занятости, повышения оплаты труда, роста социальных возможностей государства, регионов, муниципалитетов и бизнеса.

Необходимым условием и безальтернативным сценарием модернизации является кардинальное улучшение инвестиционного климата

Во-вторых, президент четко обозначил приоритетность такой политики для любого руководителя, любого правительства, любого чиновника, причем на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Это вкупе с предстоящим предвыборным циклом дает надежду, что улучшение инвестиционного климата займет подобающее приоритетное место в политике федерального центра.

Рассматривая конкретные предложенные меры, хотелось бы отметить их системность. Они предполагают:

- улучшение комфортности деловой среды, это право отмены министерством экономического развития нормативных актов, радикальное повышение качества работы госучреждений и качества госуслуг, особый механизм рассмотрения жалоб на госорганы, особенно по коррупции, защита миноритариев, создание механизмов поддержки инвесторов, это фонд прямых инвестиций, инвестиционные уполномоченные;

- снижение присутствия государства в экономике, включая снижение сферы контроля сделок с иностранными инвесторами, вывод чиновников из госкомпаний, четкие графики приватизации;

- создание действенного механизма обратной связи с инвесторами, предпринимателями и обществом - мобильные приемные президента.

Отдельно необходимо упомянуть снижение ставки страховых социальных взносов. Эта мера, решающая одну из самых болезненных тем российского бизнеса, должна быть реализована таким образом, чтобы способствовать выходу вынужденно загнанных в "тень" многих средних и малых предпринимателей.

Предложенные президентом меры завершают формирование концепции развития России. Она принимает окончательное смысловое оформление, заложенное последними Посланиями Федеральному Cобранию и выступлениями. Для улучшения качества жизни российского народа, увеличения его численности необходимы новые высокопроизводительные рабочие места, новая качественная занятость, качественно иная экономика, новая социальная инфраструктура. Создание новых экономики и социальной инфраструктуры может быть осуществлено только глубокой модернизацией этих сфер. Необходимым условием и безальтернативным сценарием модернизации являются кардинальное улучшение инвестиционного климата, снижение уровня государственного участия и построение "умного" государства, поддерживающего развитие, активность, конкуренцию во всех сферах.

Любопытно, что такие примеры мы уже видим на опыте российских регионов. Сложность региональных властей заключается в том, что российские регионы, в абсолютном большинстве своем являясь несырьевыми, вынуждены существовать в сырьевой государственной, бюджетной, финансовой, налоговой и социальной архитектуре.

При этом некоторые регионы увидели для себя решением задачи выхода из сложного социально-экономического положения улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций. Опыт Калужской, Ульяновской, Белгородской областей и нескольких других российских регионов показывает возможность быстрого и масштабного улучшения положения в регионе созданием современных рабочих мест на новых производствах путем улучшения инвестиционного климата, привлечения инвестиций. Эти регионы демонстрируют самые высокие показатели инвестиций на душу населения, иностранных инвестиций, роста промышленного производства и валового регионального продукта, самые низкие показатели безработицы, значительные положительные темпы по демографии, миграции. В этих регионах осуществляется качественное улучшение энергетической, дорожной, инженерной, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктур.

Этот успешный опыт, подтверждающий действенность мер, предложенных президентом, необходимо сделать главной стратегией развития России.

Экономика Бизнес Крупные компании Экономика Бизнес Инновации