Счетная палата будет настаивать, чтобы минфин и минэкономразвития предусмотрели возможность выделения из бюджета средств на реализацию программ по противодействию коррупции. Об этом вчера сообщил глава ведомства Сергей Степашин.
И все же проблемы с финансированием не являются определяющими. Наиболее опасны сейчас и способствуют коррупции, по мнению Сергея Степашина, два основных момента: переизбыток контроля над бизнесом и несовершенство закона о государственных закупках.
Многочисленные контрольные экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты с удручающей частотой свидетельствуют о том, что закон о госзакупках нуждается в замене. Сергей Степашин считает целесообразным временно отказаться от него и перейти к федеральной контрактной системе. "Мы многократно указывали на недостатки этого закона, пока не пришли к мнению о невозможности его оптимизации", - пояснил глава ведомства.
Он также предположил, что коррупционные риски могут содержаться не в самом законе, а в той среде, в которой ему приходится функционировать. "Ну не сложились у нас условия для этого, - сокрушался глава Счетной палаты. - А ждать, пока у нас все чиновники и хозяйствующие субъекты станут "белыми и пушистыми", просто нет времени". Поэтому, считает Степашин, стратегическая линия в борьбе с коррупцией в сфере госзакупок - переход к федеральной контрактной системе. В принципе с этим тезисом согласилось большинство участников конференции "Государство и бизнес против коррупции". Ведь существующий закон о государственных закупках регулирует только механизм размещения заказов, а учет и контроль их выполнения остаются за строчкой закона.
Тогда как аналог федеральной контрактной системы, говорили на совещании, позволяет США ежегодно экономить до 60 миллиардов долларов. В нашей стране, напомним, по экспертным оценкам, воровство в сфере госзакупок оценивается минимум в триллион рублей в год. Федеральная контрактная система помимо функций сквозного мониторинга госзакупок на предмет выявления неэффективных, должна представлять единый цикл планирования, размещения заказов, учета и контроля их исполнения. Одновременно планируется ввести персональную ответственность за заключение и реализацию контрактов.
Но если выполнение государственного заказа пока ускользает от контроля, то в остальном ситуация с бизнесом обратная. Участники конференции отметили, что на федеральном уровне работают 32 органа, которые контролируют те или иные стороны частного предпринимательства. При этом сплошь и рядом возникает такая ситуация, когда ведомства опустили поборы на уровень подведомственных учреждений. И многие из появившихся саморегулируемых организаций стали для бизнеса еще большим испытанием, чем ведомства, - и с точки зрения бюрократии и с точки зрения коррупции.
И все же, отметили участники конференции, есть одна нестыковка, которая приводит к несовершенству уже имеющихся мер. Все, что существует на данный момент в области противодействия коррупции, борется, по сути, уже со свершившимся фактом. Куда более целесообразно ввести антикоррупционные стандарты, потому что они могут предотвратить возникновение самой противоправной ситуации. Пока же идет борьба с причиной, а не со следствием.
Сергей Степашин не преминул заметить, что коррупция - мировое социальное зло. И Россия здесь не уникальна. Однако проблема не только и не столько в самом зле, заявил он, сколько "в способности государства и общества создавать рабочие механизмы по противодействию ему". А здесь уже есть о чем говорить. В том или ином виде существуют определенные антикоррупционные разработки, которые апробированы в 17 министерствах и ведомствах. Нововведения, по словам Степашина, "охватывают сразу три измерения: нормативно-правовое, институциональное и экономическое" - от разработки и реализации законодательных мер по борьбе с коррупцией до измерения экономической эффективности финансовых средств, выделенных на эту борьбу. С последним измерением, кстати, есть проблема. Потому Счетная палата и заговорила о необходимости предусмотреть достаточное финансирование на реализацию программ по противодействию коррупции.
В свою очередь аудиторы продолжают выявлять новые утечки из бюджета. На строительстве кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга Счетная палата обнаружила 500 миллионов рублей непредвиденных расходов, сообщил Степашин, добавив, что Следственный комитет и Генеральная прокуратура сейчас ведут расследование. Также, по словам Сергея Степашина, проверка показала, что стоимость некоторых направлений строительства изначально заявлена чрезмерно высокой.
Тем временем
На конференции Сергей Степашин сообщил, что Счетная палата планирует подать в суд на экс-главу Банка Москвы Андрея Бородина. "Нас обвиняют в предвзятости и ангажированности, поэтому сейчас мы на Бородина подаем иск. Он миллиард долларов заработал, и мы на миллиард подадим, чтобы вернуть их в бюджет России и Москвы, - сказал глава Счетной палаты. И добавил: - Боюсь, что, конечно, миллиард нам не откачать будет из Лондона, но что-нибудь попробуем, по крайней мере нервы помотаем".
Кстати, по данным главы Счетной палаты, при прежнем менеджменте и собственниках Банк Москвы в 2009-2010 годах предоставил кредиты без должного обеспечения на 100 миллиардов рублей.