Юрий Чайка: Никаких проблем со Следственным комитетом у Генпрокуратуры нет

Вчерашнее выступление Генерального прокурора в Совете Федерации заняло чуть больше часа. Но члены Совета Федерации получили на руки очень подробный доклад, изобилующий цифрами, сравнениями и фактами.

Сенаторы в кулуарах делились своими впечатлениями: "Я предполагал, что все не очень хорошо, но не до такой же степени". При этом сам Юрий Чайка сделал оптимистичный вывод: "Состояние законности в Российской Федерации оценивается как устойчивое. На протяжении последних лет твердо наметилась положительная тенденция укрепления правопорядка в стране".

Доклад Генерального прокурора был условно разбит на несколько частей. Первая была посвящена состоянию конституционной законности. По мнению Юрия Чайки, на него оказывает влияние нормотворчество. Стоит отметить, что он охарактеризовал его как интенсивное, в то время как 450 федеральных законов и полмиллиона правовых актов в регионах, которые родились только в 2010 году, - это не интенсивное, а экстенсивное законотворчество, что вообще-то не очень хорошо. Но прокуратура с этим борется: 168 705 правовых актов признаны незаконными.

Антикоррупционная экспертиза законов тоже пестрит достижениями. Только в пяти регионах, где прокурорские работники принимали в ней участие, выявлено 37,5 тысячи нормативных правовых актов и проектов, содержащих коррупциогенные факторы, свыше 70% из них нарушали действующее законодательство.

Юрий Чайка подчеркнул, что более половины всех нарушений законодательства, выявляемых прокуратурой, приходится на сферу соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В 2010 г. таких нарушений было 2 531 769.

Прокуратура, которую сенаторы в своих репликах трижды называли "око государево", зрит и в жилищно-коммунальные глубины. Прежде всего - в вопросы регулирования цен и тарифов. Чиновники 15 регионов посчитали, что могут этим заниматься, игнорируя требования федерального закона. В 8 регионах скидки льготникам обеспечивали за счет повышения тарифов для всех остальных потребителей. "Массовый характер приобретают случаи нецелевого использования организациями коммунального комплекса денежных средств, собранных с граждан в счет оплаты потребленных ресурсов, и незаконного расходования управляющими организациями денежных средств, собираемых гражданами на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья, - сообщил Чайка и сразу уточнил. - Уголовные дела о хищении и нецелевом расходовании средств, полученных за предоставленные ресурсы, возбуждены в Астраханской, Липецкой, Орловской, Свердловской, Тюменской областях и других регионах".

Но, разумеется, самый тяжелый пласт работы надзорного органа - это уголовная преступность, и здесь есть очень много тревожных звонков. Каждый год около 300 тысяч подростков доставляют в участки за употребление спиртного. Количество 15 - 17-летних детей, зарегистрированных как имеющие наркологические расстройства, в 2010 г. составляло 117 712 человек, или примерно каждый сороковой подросток. Чуть меньше половины из них - наркозависимые.

Количество зарегистрированных преступлений снизилось на 12% и составило в 2010 г. 2 628 799, но, по мнению Генпрокурора, это ни о чем не говорит. "В целом криминальная ситуация в стране не претерпела изменений в лучшую сторону", - подчеркнул он, добавив, что правоохранительными органами раскрывается лишь каждое второе преступление.

При этом Генпрокурор отметил снижение числа преступлений коррупционной направленности: в деятельности органов государственного и муниципального контроля их стало меньше наполовину, а при реализации государственными и муниципальными органами разрешительных процедур - на четверть. "Классические" проявления коррупции просели особенно показательно: "получений взятки" стало меньше на полтора процента, "дачи взятки" - почти на двадцать процентов.

Ситуация с терроризмом и экстремизмом тоже очень неспокойна. По сравнению с 2009 г. количество зарегистрированных преступлений террористического характера уменьшилось с 654 до 581. Но собственно терактов стало вдвое больше: 31 против 15.

Отвечая на вопросы сенаторов, Чайка прокомментировал несколько острых конфликтов с участием надзорного ведомства. По его словам, никаких проблем со Следственным комитетом у генпрокуратуры не было и нет: "По сути, Следственный комитет породила прокуратура. Это мать для Следственного комитета, и мы бережно относимся к этому, - заявил Юрий Чайка. - Если и есть какие-то шероховатости, то они касаются баланса полномочий". Также он отметил, что является категорическим сторонником создания единого СК. Тамбовский сенатор Евгений Тарло поинтересовался, как Генпрокурор относится к возможности для следователей обжаловать действия прокуратуры. И получил очень предсказуемый ответ: "Крайне отрицательно. Следователь создан для прокурора, и обжалование действий прокурора - это вмешательство в уголовное преследование. У следствия и так достаточно полномочий". Представитель Северной Осетии Валерий Кадохов напомнил Генпрокурору о сети подпольных казино, в покрывании которых подозревали работников подмосковной прокуратуры. Сенатор поинтересовался, как получилось, что один из уволенных подмосковных прокуроров был переведен на другую работу в той же структуре. "Я не поддался масштабному давлению и провел служебную проверку, - довольно раздраженно ответил Чайка. - Прокурора области понизили в табели о рангах, двое уволены за дискредитацию. Произошла полная замена руководства прокуратуры Московской области, и работа в этом направлении продолжается совместно со Следственным комитетом РФ. Если люди виноваты, они должны отвечать, но не огульно. Вся наша система, 60 тысяч человек смотрели на это разбирательство".