Когда жители Белоруссии называют президента "батькой", они словно намекают на "колхозные" корни своего лидера - тот в прошлом руководил сельхозпредприятием в республике.
И Александр Лукашенко в полной мере оправдывает ожидания соотечественников, с заметным удовольствием применяя в речи отнюдь не парламентские и не всегда печатные выражения в отношении своих недоброжелателей, какие бы высокие посты в мировой иерархии они ни занимали.
В число таких недоброжелателей неожиданно попал украинский президент Виктор Янукович. Отвечая на вопрос журналистов, почему главу Белоруссии не пригласили в Киев на траурные мероприятия по случаю 25-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, Лукашенко был предельно откровенен. "К сожалению, вшивости хватает у нынешнего руководства Украины. Напрашиваться я ни к кому не собираюсь, и быть каким то подпевалой я не собираюсь ни у одного президента, ни у другого", - прокомментировал он сложившуюся ситуацию. Не уточнив при этом, каких именно мировых лидеров имел в виду. Это был тот самый случай, про который говорят: "язык до Киева доведет". Точнее, до конфликта с Киевом.
Но какой бы бравадой ни веяло от заявлений Лукашенко, факт остается фактом. Глава Белоруссии не принял участие в значимом для его страны международном событии. И это уже не личное дело Лукашенко, как он сегодня пытается представить ситуацию. Республика, которая также серьезно пострадала от последствий чернобыльской аварии и вынуждена тратить значительные средства на возрождение пострадавших земель, не получит финансовую помощь, на которую могла рассчитывать, если бы президент Лукашенко приехал в Незалежную. Пусть даже в чем-то поступившись своей гордостью или принципами. Но таковы условия общеевропейской игры - утром деньги, вечером стулья. И никак не наоборот.
В том, что глава Белоруссии остался на задворках чернобыльских мероприятий, Лукашенко винит председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. Тот якобы отказался поехать на конференцию, если на ней будет присутствовать белорусский лидер. После чего в Киеве свой выбор сделали, не прислав приглашение официальному Минску.
Пресс-служба Еврокомиссии отрицает наличие каких-либо ультиматумов со стороны своего шефа. В то же время здесь напоминают, что Евросоюз не признал итогов президентских выборов в Белоруссии и ввел санкции против этой страны. Так что все заявления Лукашенко, с точки зрения ЕС - позиция "частного лица".
Появление в Киеве Лукашенко одновременно с высоким представителем единой Европы выглядело бы странным с точки зрения дипломатического протокола. И могло быть воспринято как готовность Брюсселя к диалогу с не признанным на Западе главой Белоруссии. Украинские власти предусмотрительно решили избежать неприятных ситуаций, которые переросли бы в публичную политическую разборку во время конференции.
И, как выяснилось, оказались правы. Какого уровня диалог состоялся в Незалежной, если бы туда одновременно с Баррозу приехал и Лукашенко, "батька" продемонстрировал наглядно. Информационное агентство "БелТА" привело комментарий главы Белоруссии: "Что касается таких козлов, как Баррозу, ну был какой-то Баррозу в Португалии, выгнали его и устроили в Еврокомиссию". Сравнение различных западных политиков с сельхозяйственными животными для бывшего директора совхоза Александра Лукашенко, что называется "фирменный стиль". Ранее, говоря о тщетности попыток ввести экономические санкции против Белоруссии, ее президент, в частности, сказал: "Не хочу говорить о всяких Баррозу, других "козлах", "быках" и прочих". Кто эти самые прочие, Лукашенко не уточнил, но их принадлежность к скотному двору, видимо, подразумевалась.
Конечно, можно порадоваться за белорусского лидера, способного разговаривать с избирателями на столь сочном, народном языке. И, в том числе, благодаря своей независимой от Запада позиции поддерживать достаточно высокий рейтинг. Однако политики по-настоящему мирового уровня отличаются тем, что умеют точно отделить сочное, привлекательное выражение от прямого оскорбления. И не переходят ради красного словца той грани, за которой возвращение к цивилизованному диалогу становится невозможным.
Своими заявлениями Лукашенко, по сути, надолго закрыл путь к нормализации отношений с Европой для всей республики. И поставил под удар будущие контакты с соседней Украиной, где оценили рассуждения Лукашенко о "вшивости" ее руководства как "беспрецедентно некорректные". В Киеве напомнили белорусскому президенту о его ответственности перед гражданами, которая не очень вяжется с приведенными выше высказываниями в адрес европейских и украинских политиков.