Чтобы в Париже полюбоваться шедеврами Ренуара, Дега, Сезанна, Пикассо и других великих французских живописцев конца ХIX - начала ХХ веков, следует отправиться... на вокзал. Уточним, бывший вокзал Орсе.
Пожалуй, нет более разительного примера во Франции, а, может быть, и в мире, перестройки железнодорожного объекта в нечто совершенно иное. Как по функциям, которые строение призвано выполнять, так и по его, скажем, "начинке".
Импозантный вокзал Орсе был построен в самом центре французской столицы на набережной Сены практически напротив Лувра в 1900 году и больше пяти десятков лет с него в разные концы страны, а также за рубеж отправлялись поезда-экспрессы. К концу 50-х прошлого столетия Орсе как транспортный терминал исчерпал свое значение и был закрыт. Горячие головы предлагали сравнять его с землей, а на этом месте построить современную гостиницу. К счастью, этого не произошло.
В 1977 году по инициативе тогдашнего президента Валери Жискар д Эстена было решено превратить вокзал в музей. Говорят, что эту идею ему навеяли строчки, вышедшие из-под пера французского художника Эдуара Детайя, который, увидев в начале века новенький Орсе, написал: "Он великолепен и похож на дворец для изящных искусств".
Перепланировка вокзала и внутренние работы заняли свыше десяти лет, но результат превзошел все ожидания, что может подтвердить каждый, кто в нем побывал. А таких - тьма: ведь ежегодно этот второй по посещаемости после Лувра музеев Парижа и Франции принимает в среднем два с половиной миллиона человек.
Интересна судьба другого вокзала - Сен-Совёр в Лилле. Один из старейших во Франции он был построен в 1864 году, а закрыли его уже в начале наших "нулевых". Правда, в отличие от парижан муниципалитет Лилля сразу решил вдохнуть в него вторую жизнь, что и было сделано. После реконструкции вокзал превратился в просторный культурный центр. Там есть кинозал, ресторан, обширные площади для проведения художественных выставок, дискотек, а также своего рода воскресных базаров, на которых можно приобрести старинные и не очень книги, антиквариат, картины и многое другое.
Сен-Совёр пользуется большим уважением у многих горожан, особенно среди "зеленых". В его концепции заложены многие экологические принципы, такие, как крыша из фотоэлементов, снабжающая центр электричеством.
А вот еще один пример, совсем свежий, альтернативного использования отживших свой век вокзалов. Гар дю Сюд в курортной Ницце, которому в этом году исполняется 130 лет, с железнодорожных рельс в ближайшие год-два перейдет на иные - коммерческие. Под его крышей разместятся крытый рынок, кинотеатр-мультиплекс (девять просмотровых залов), бутики, рестораны, спортивные залы, а также подземный паркинг на 700 машин.
Париж, Лилль. Ницца... Все это крупнейшие города страны. А какова судьба потерявших свое первоначальное предназначение небольших железнодорожных станций в глубинке, которые не всегда и вокзалом назовешь? Разная. Некоторые выставляются на аукцион и переходят в частные руки, и их перестраивают на свое усмотрение: кто в жилье, кто в мастерские, а кто и в гостиницы. Однако во многих местах эти здания с подачи местных властей перепрофилируются, как это сделали, к примеру, в городке Мобек , что в южном департаменте Воклюз. Там вокзал преобразовали в клуб культуры, где собирается молодежь, устраиваются разные выставки, выступают заезжие рок-группы.
А жизнь ныне действующих французских вокзалов сегодня разительно отличается от того, что было лет 10-20 назад. Они все меньше ограничиваются сугубо железнодорожным делом и все больше становятся похожими на многофункциональные центры. К примеру, Монпарнасский вокзал в Париже. По сути это целый городок, где на нескольких ярусах разместились самые разнообразные магазины и бутики, рестораны и закусочные, а над железнодорожными путями разбит парк "Жардан Атлантик" площадью в 3,5 гектара. Это уже не говоря о залах ожидания, которые все больше превращаются в особые пространства, где можно не только отдохнуть, найти занятие для детей, но и поработать. Для этого имеются все условия, включая выход в Интернет.
Как "РГ" рассказали в отделении "Гар э Коннексьон" Общества французских железных дорог, а оно, кстати, сейчас активно сотрудничает с нашими РЖД, эта многофункциональность будет и в дальнейшем нарастать. Планируется привлечь в периметр вокзалов некоторые медицинские кабинеты, такие как зубоврачебные, лаборатории для проведения анализов, а также способствовать возникновению "деловых центров", как это уже произошло на территории Лионского вокзала в Париже.