Испанские вина занимают третье место российского рынка

Отечественные виноторговцы планируют разрушить один из главных стереотипов о России - они хотят снизить потребление водки и кратно увеличить сбыт вина. Испанская продукция имеет все шансы занять ведущее место в продажах этого товара, однако сбыт дорогого вина ограничен запретом на рекламу алкоголя и относительно небольшим числом испанских ресторанов в России.

Во времена социализма потребление вина в России доходило до 21 литра на человека в год. После начала рыночных реформ предпочтения изменились, и русские стали больше покупать крепкие напитки. В результате вина выпивалось только до 7 литров на человека в год. В последние десятилетия наметилась тенденция восстановления спроса на легкие алкогольные напитки. К тому же производители винной продукции всерьез взялись за качество товара, который сильно ухудшился в 90-е годы прошлого века из-за огромного количества подделок, хлынувших на российский рынок. Российские инвесторы увидели в виноделии перспективную отрасль. В ряд компаний были наняты французские технологи, которые добились улучшения качества вина и принесли новые технологии в российскую винную индустрию.

Осенью 2010 года в России была создана Ассоциация импортеров вин. Ее главная задача - трехкратное увеличение сбыта вина в России. Не последнюю роль в популяризации этого напитка должны сыграть и вина из Испании. Сегодня они располагаются в наиболее перспективных нижне- и среднеценовом сегментах.

По оценке экспертов, сейчас испанские вина занимают третье место (после французских и итальянских) и почти 4% российского рынка. Это весьма значительная цифра, учитывая, что весь винный импорт занимает чуть более 20% рынка. Впрочем, такую популярность испанская продукция приобрела недавно. Начиная с 1990-х годов ее вина стали завозить в Россию, но в очень маленьком количестве. Самым известным сортом была Малага, да к тому же нередко поддельная. Разливали ее в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге. Не менее известная в Испании сангрия (прохладительный напиток на основе вина и фруктов) вообще завозилась из Восточной Европы. Звездным часом для испанских вин стал 2006 год, когда Россия впервые запретила ввоз алкогольной продукции из Молдавии. Занять эту нишу - недорогого вина - как раз и удалось испанским производителям.

"Крупнейшими импортерами испанских вин сегодня являются компании Лудинг, Алианта, Вивайн, Вастом и другие", - рассказывает Давид Фейхоо, руководитель отдела гастрономии и вин Торгово-экономического отдела посольства Испании. Наравне с компаниями, которые занимаются поставками недорогих сортов, есть ряд импортеров, специализирующихся на винах самого высокого класса. Это ОКВ, Винотерра, Симпл, Винополис, Тринити. "У них не такие крупные объемы, - говорит Давид. - Но они делают бесценную работу в продвижении высококачественных испанских вин из менее популярных регионов".

"Большинство испанских вин, которые продаются в России, произведены в Кастилии, - рассказывает Вячеслав Лапшин, сомелье и эксперт по испанским винам. - Эти вина очень широко представлены в сетевой и несетевой рознице, их легко найти в регионах, а цены около 3 евро за бутылку".

В Торгово-экономическом отделе испанского посольства утверждают: "Самые продаваемые испанские вина в России - это столовые. Они продаются в основном в бутылках, а также в коробках, но по качеству нет разницы между этими тарами". Недорогая продукция из Испании дублирует вина из других стран Старого Света и потихоньку отвоевывает себе все большую долю рынка. Кроме того, продукция из Кастилии легко обыгрывает конкурентов из Болгарии и стран СНГ: находясь в одной ценовой категории, испанские вина куда более качественные.

Высококачественный алкоголь традиционно представлен Риохой, в относительно небольших количествах завозятся и вина других регионов, однако все эти "изыски" поставляются в небольших объемах и адресованы достаточно узкому кругу ценителей и знатоков. "Средний и высокий сегменты во многом зависят от моды, - объясняет Вячеслав Лапшин. - Итальянские вина по сравнению с испанскими намного лучше распиарены, их модно пить. Во многом так происходит потому, что итальянских ресторанов, где можно было бы попробовать вина, в Москве сотни, а испанских - только три". В итоге в условиях, когда в России фактически запрещена реклама алкогольной продукции, производителям дорогих вин непросто донести до потребителя уникальные качества своего товара. Аргентинское вино, например, в последние год-полтора активно пропагандируется в России именно благодаря аргентинским ресторанам.

Кризис, конечно, отразился на продажах испанских вин, однако снижение не столько катастрофично, чем в целом по рынку. По данным консалтинговой группы BusinessStat, объем рынка вина в России в прошлом году уменьшился почти на 30% по сравнению с докризисным. На этом фоне испанские вина, которые, по расчетам Торгово-экономического отдела посольства Испании, уже в этом году должны выйти на докризисный уровень, выглядят более чем успешным товаром. "В 2008 году Россия импортировала испанские вина в объеме 82,2 млн евро. На 2010 год мы прогнозируем те же объемы", - говорит Давид Фейхоо. Он же раскрывает секрет успеха: "В связи с кризисом в основном пострадал спрос на дорогие вина, поэтому другие страны потеряли больше, чем Испания. Спрос на столовые вина был очень высоким в прошлом году. Мы сыграли на нашем преимуществе - у нас есть конкурентоспособная продукция во всех сегментах. И когда от кризиса страдают дорогие вина, столовые держатся. Когда же экономическая ситуация благополучна, растут и те и другие".

мнение

С точки зрения президента Союза виноградарей Валерия Логинова, объемы потребления вина в России будут расти ежегодно на 6-8%. Причем, как считает эксперт, рост будет обеспечиваться за счет того, что потребление будет постепенно смещаться от крепкого алкоголя к более легкому

Перспективы

Эксперты прогнозируют, что будущее испанского вина в России представляется вполне оптимистичным. Особенно если импортеры продолжат возить в Россию именно дешевые вина. Ведь, как подтверждают в российском Центре исследований федерального и регионального рынков алкоголя, 44% покупателей в России по-прежнему приобретают вина по цене до 100 рублей (2,5 евро) и еще 28% могут себе позволить купить бутылку не дороже 200 рублей (5 евро)