Вступают в силу принципиальные поправки в закон о госзакупках

Сегодня, со дня опубликования в "РГ", вступают в силу поправки в закон о госзакупках.

Новые поправки исключительно принципиальны. В законе появилась объемная статья, которая определяет особенности размещения заказа в соответствии с решением правительства РФ. В частности, в целях создания для страны дополнительных технологических и экономических преимуществ правительство имеет право выставить в отношении конкретного госзаказа дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта. При этом в законе предусмотрена многоступенчатая процедура принятия правительством такого решения с участием различных ведомств (в том числе минэкономразвития, ФАС), чтобы избежать субъективности или недостаточной обоснованности. Подготовленный и выверенный акт рассматривается на заседании правительства.

Правительство РФ также вправе устанавливать дополнительные, в том числе квалификационные, требования при размещении отдельных заказов, причем не только для федеральных нужд, но и для нужд субъектов и муниципалитетов. Для регионов и муниципалитетов это правило действует в отношении таких заказов, источником финансирования которых частично или полностью является федеральный бюджет или бюджеты государственных социальных фондов.

Следующее принципиальное новшество закона о госзакупках связано с определением начальной (максимальной) цены контракта. До сих пор определение цены являлось одним из самых спорных моментов практики размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Критики закона не раз обращали внимание на то, что если в результате торгов начальная цена снижается на треть, а то и больше, это говорит только о том, что начальная цена была определена некорректно. Теперь в законе подробнейшим образом расписана технология определения реальной начальной цены.

Источниками информации для установления начальной цены контракта могут быть данные государственной статистики, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, а также исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика или уполномоченного органа. При этом в конкурсной документации заказчик должен дать обоснование начальной цены или расчеты и указать источники информации о ценах. На отдельные виды товаров, работ, услуг правительство РФ вправе устанавливать особые порядки формирования начальных цен.

Большой блок поправок касается уточнений требований к гарантийным обязательствам исполнителя заказа (поставщика товара), требований к обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию, требований к монтажу и наладке, к обучению лиц, которые будут этот товар использовать.

Закон расширяет права и возможности участников торгов по обжалованию действий или бездействия госзаказчика. В частности, жалоба на положение конкурсной документации может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. При этом если аукцион открытый и проходит в электронной форме, то и жалобу можно подать также в электронной форме.

Напомним, что сейчас активно разрабатывается новая редакция закона о госзакупках. Однако пока она не принята, старый закон будет продолжать совершенствоваться.