Поделиться

    Танк нового поколения будет готов к серийному производству в 2015 году

    Минобороны выдало техзадание на разработку танка нового поколения. Работа над этой машиной получила кодовое название "Армада". Проектированием танка занимается КБ "Уралвагонзавода" в тесной кооперации с конструкторскими бюро "Кировского завода" и омского "Трансмаша". Все конструкторские работы ведутся только в цифровом виде, на компьютерах с использованием оригинальных  программ.

    Как сообщается, машина должна быть спроектирована, построена, испытана и подготовлена для серийного выпуска к 2015 году.

    Казалось бы, в танке ничего особо сложного нет. По сравнению с реактивным самолетом он вообще может показаться примитивным "мастодонтом". Между тем, в период после окончания Второй мировой войны сменилось несколько поколений реактивных истребителей. Сейчас летает - пятое. А вот в танкостроении действительно революционное изменение произошло один раз полвека назад - когда появился Т-64. И по сей день самые современные российские и украинские танки - это развитие идей, впервые реализованных в Т-64, которую спроектировал в Харькове гениальный Александр Морозов.

    В восьмидесятые годы прошлого века в СССР посчитали, что пришло время для рождения концептуально нового танка. Была открыта тема "Молот", в которую включились три ведущих танковых КБ - Харьковское, Ленинградское и Нижнетагильское. Первыми танк ХХI века успели спроектировать в Харькове и даже будто бы построили опытный образец. Но тут развалился Союз и все перспективные танковые работы на Украине прекратились.

    Некую промежуточную модель сделали в Ленинграде, уже переименованном в Санкт-Петербург, в КБ, которым руководил Николай Попов - создатель газотурбинного Т-80. Экипаж танка располагался в корпусе. Двигатель, как у израильской "Меркавы", находился спереди. Боеприпасы выносились в заман башни и были отделены от экипажа. Поражала электронная начинка танка - обилие вычислителей, даже бортовых компьютеров, систем телевизионного и тепловизионного наблюдения. По оценкам специалистов, это был очень интересный и перспективный проект. Но, увы, тогдашний руководитель Питера не скрывал своего негативного отношения ко всему, что было связано с Вооруженными силами. На региональном уровне КБ никто не поддержал, и Москве было не до питерских танков.

    А вот в Нижнем Тагиле тему удержали. Свою роль сыграло место рождения и долгой работы первого президента России. Деньги, пусть и не большие, но "Уралвагонзавод" все-таки получал, к середине 1990-х годов принципиально новый танк или "объект 195" был готов. Он тоже оказался революционным. Экипаж находился в бронированной капсуле, отделенный от боеукладки. Танк отличала высочайшая степень автоматизации и компьютеризации. Покойный ныне министр обороны Игорь Сергеев очень высоко оценил "объект 195". Говорят, он даже сравнил его обитаемый отсек с кабиной космического корабля. Но даже влияния министра обороны оказалось недостаточно для того, чтобы опытный объект превратился в серийный танк Т-95. Элементарно не хватило денег.

    Когда же деньги появились, то новое поколение топ-менеджеров военного ведомства от танка нового поколения Т-95 почему-то отказалось. Внятных объяснений по этому поводу не прозвучало.

    И вот теперь корпорация "Уралвагонзавод" получила заказ на проектирование еще более нового танка - какой-то супернавороченной "Армады". При этом Минобороны желает увидеть машину нового поколения в строю уже в 2015 году. Если вспомнить тему "Молот", которую безуспешно реализовывали четверть века, то пять лет для создания нового танка  кажутся сроком нереальным. Однако сами танкостроители уверены, что с задачей справятся. Объясняется это тем, что в "Армаде" предполагается реализовать все лучшее, что было уже апробировано в "объекте 195" и танке "Черный орел" - инициативной разработке КБ омского "Трансмаша". В таком случае это может оказаться удачным гибридом двух очень интересных моделей. Эксперты уже утверждают, что у "Армады" боеукладка и механизм заряжания будут такими, как предполагалось сделать в "Черном орле". За необитаемой башней в специальном сменном магазине будут размещены 32 снаряда. Это полностью обезопасит экипаж от детонации  и ускорит перезагрузку боеприпасов в условиях боя. Вполне возможно, что пустой магазин для снарядов будет просто отстегиваться от башни и заменяться уже снаряженным. На это уйдут минуты. Сейчас загрузка снарядов в башню и размещение их в конвейере заряжания занимает больше часа.

    В сентябре в Нижнем Тагиле пройдет очередная выставка вооружений и военной техники. Устроители уже пообещали показать "объект 195", который становится музейным раритетом и новейшую модернизацию современного танка - Т-90АМ.

    Поделиться