Новости

28.04.2011 00:20
Рубрика: Экономика

Бензиновое недоедание

К проблеме дефицита топлива в регионах подключилась Генпрокуратура

Сегодня минэнерго проведет селекторное совещание с регионами, чтобы еще раз прояснить ситуацию на бензиновом рынке. Дефицит нефтепродуктов охватывает новые территории, а там, где его нет, цены все равно растут.

Вчера к проблеме подключилась и Генпрокуратура. Она поручила прокурорам регионов вместе с Федеральной антимонопольной службой принять меры против намеренного повышения цен на бензин. ФАС, напомним, уже ведет расследование в 20 регионах.

Тем временем вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает, что стойкого дефицита с бензином в России быть не может. И нынешняя ситуация - лишь временное явление. Она связана с администрированием и урегулированием спроса, пояснил он вчера журналистам. Что касается роста цен, то налоги и акцизы на бензин, подчеркнул Кудрин, не имеют к этому отношения. "Основные факторы подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения", - сказал Кудрин, напомнив, что за несколько лет без повышения акцизов цена топлива в некоторых регионах возросла более чем на 8 рублей.

Даже если и так, потребителю от этого не легче. Особенно когда локальный дефицит и рост цен сходятся в одном регионе. "Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены, - сказал вчера глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов в интервью телеканалу RT. - Но вопрос в том, где эта справедливая цена? Сегодня наше топливо почти на 30-40 процентов продается дешевле, чем у соседей. Даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике". По его словам, подорожание топлива связано с тем, что "совпало воедино - резкий рост цены на нефть и акцизной нагрузки". Одним словом, бизнес хотел бы, чтобы власть хотя бы снизила акцизы. Но это, судя по заявлениям Кудрина, будет непростой разговор, поскольку на карту поставлены поступления в бюджет.

"Ухудшение положения на топливном рынке страны носит системный характер, - пояснила "РГ" председатель подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты Наталья Шуляр. - Ведомствам приходится регулировать рынок в очень непростой ситуации". По ее словам, такие действия, как "ручное сдерживание" цен, сможет только на время разрядить обстановку. "Мы уже давно говорим, что необходимо кардинально реформировать налоговую и акцизную систему в стране. Надеемся, что акцизы на топливо все-таки снизят, - надеется Шуляр. - Они уже превысили один рубль за литр. А непомерные налоги привели к тому, что сырая нефть на внутреннем оптовом рынке подскочила до 11 тысяч рублей за тонну, приближаясь к критическим показателям кризисного 2008 года - 13 тысяч рублей за тонну".

Эксперт настаивает, что надо добиться комфортных 7-9 тысяч за тонну. Это можно сделать, отказавшись от привязки внутреннего рынка к мировым ценам. И не надо уповать на то, что сегодня биржевые торги сгладят цены. "У нас слишком высокая первоначальная цена для вхождения на торговые площадки для независимых игроков - 600 миллионов рублей. Поэтому мелким игрокам приходится пользоваться услугами брокеров или крупных компаний. И в конечном итоге включать этот сервис в конечную цену", - пояснила Шуляр.

Надо сказать, что ситуация на внутреннем рынке топлива начала обостряться еще в феврале. Но после резкой критики премьер-министра и последовавшей за этим "третьей волны" антимонопольных дел нефтяные компании снизили цены. Сначала на дизтопливо, а затем и на бензин. Сами нефтяники утверждали, что в среднем цены упали на 4-5 процентов. И в начале весны продавали топливо с потенциальным убытком для себя. Сейчас цены в оптовом звене опускаются меньше, чем в розничном. И маржа АЗС сводится к минимуму. Независимым участникам рынка нефтепродуктов - а это, по некоторым оценкам, около 60 процентов российских АЗС - придется продолжать повышать розничные цены или уходить с рынка, считают эксперты. Кстати, минэкономразвития в своем мониторинге, опубликованном в начале недели, предупреждало, что бензин продолжит дорожать. И назвало три причины: сезонный рост спроса, плановый ремонт на НПЗ и высокие цены на нефть.

В любом случае, уверены специалисты, ситуацию нужно решать власти и бизнесу сообща. В частности, необходимо ускорить разработку прозрачной системы ценообразования на нефть и нефтепродукты. "Нам нужно разработать комплекс законодательных мер, направленных на снижение роста оптовых и розничных цен на автомобильные топлива в России до приемлемого для населения уровня. Кроме того, сделать более прозрачным механизм ценообразования, - уверен зампред Госдумы Валерий Язев. - В частности, определить основные понятия, характеризующие признаки монополизации рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе таких как "монопольно высокие цены", "возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара" и "согласованных действий по установлению цен (ценовой сговор)". Кроме того, говорит он, нужно ускорить реализацию мер по обеспечению развития независимой нефтепереработки. А также совершенствовать механизмы биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

Экономика Транспорт Бензин Экономика Товары и цены Цены на бензин
Добавьте RG.RU 
в избранные источники