Новости

28.04.2011 00:26
Рубрика: Культура
Проект: День Победы

Камни и кадры

Федор Бондарчук готовится начать съемки фильма "Сталинград"

Создать в Санкт-Петербурге Центр российской киноиндустрии взялся известный актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук. Он принял участие в открытии закладного камня на месте будущего суперсовременного комплекса в Александровском парке. С городом на Неве связан у режиссера Бондарчука и собственный новый проект - фильм "Сталинград". Съемки начнутся уже в ближайшее время.

Российская газета: О битве за Сталинград в годы Великой Отечественной войны снято достаточно много картин и в России, и за рубежом.

Федор Бондарчук: Я очень горжусь сценарием для фильма, который написал петербуржец Илья Тилькин. Он работал над ним три года. По нынешним временам серьезный срок. В основе сюжета история людей, оказавшихся в сорок втором в одном доме. А Сталинград, как вы знаете, город длинный, тянется более чем на 100 км вдоль Волги. В войну там было восемь переправ, своего рода центры притяжения для наших и немцев. И дом стоит на одной из переправ. В него попадают советские солдаты и находят там молодую девочку, потерявшую всех близких... Привлекла вот эта сжатая в пружину человеческих характеров история маленького дома. Своего рода микрокосмос в той гигантской битве народов.

Да, о войне много фильмов. Я со страхом ждал картины Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние". Это, безусловно, серьезная работа большого художника. Как и фильм Александра Котта "Брестская крепость". Но, посмотрев их, выдохнул с облегчением: у меня свой сценарий, своя история. Что для меня тут главное? Взгляд современного человека на события 1940-х годов, после которых в мире появилась новая сверхдержава. А это случилось после Сталинградской битвы.

В России люди пока еще любят отечественное кино. Это доказал "Обитаемый остров"

РГ: Для вас вообще важен успех?

Бондарчук: У меня было два проекта - фильм "9 рота", который стал лидером проката 2005 года, собрав 27 млн долларов в СНГ и 24 млн по России, и "Обитаемый остров", на котором мы потеряли 8 млн долларов только из-за разницы в курсе. Так что не знаю, как тут оценивать - успешный я режиссер? Можно ли сегодня говорить об экономических успехах нашего кинематографа, если известно, что из каждых 100 фильмов 90 убыточны. Одна из причин тому - количество экранов в стране. У нас их сейчас 2,5 тысячи. Против 35 тысяч американских. Да, есть картины объективно плохие. А есть такие, которые могут найти своего зрителя, но при достаточном количестве экранов и при более длинной судьбе проката.

У нас потенциальная зрительская аудитория - 140 миллионов человек. Потому что в России уникальное отношение к национальному кинопродукту. Люди пока еще любят отечественное кино, и мы на своей территории конкурентоспособны. Это доказал "Обитаемый остров", который бил "Трансформеров" в национальном прокате. Таких примеров немного, но они есть. Надо только организовать все по уму.

Три года я с коллегами занимаюсь проектом "Кино Сити". Программа рассчитана на 250 городов и 1000 киноэкранов. Недавно в Новосибирске мы открыли мультимедийный комплекс. "Закачиваем" туда онлайн премьеры, помимо кинопоказа онлайн экскурсии по Третьяковке, Пушкинскому, Русскому музеям. Жизнь у комплекса очень бурная. Расположен он в спальном районе, а в центре города - известные кинотеатры. Так вот наш, как уже доказано, работает на 40% эффективнее. Значит, все дело в том, как это дело поставить. Сейчас соответствующая стройка идет в Якутске. В Петербурге в Александровском саду будет ультрасовременный шестизальный комплекс площадью 3650 кв. метров.

Все говорят об индустрии. Где, мол, большие цифры? Где зритель? Но история современного национального проката начинается с фильма Владимира Хотиненко "72 метра", когда Костя Эрнст вывесил на черном фоне: "Нас посмотрело 700 тысяч человек!" Это был 2003 или 2004 год. По тем временам огромная цифра. Сколько лет прошло? Не все так плохо.

РГ: Может, дело еще в том, что наше кино не умеет себя "подать"?

Бондарчук: Зрители, смею вас уверить, уже разобрались в том, что мы умеем, что не умеем. Сегодняшняя аудитория рекламе не верит. Все эти штучки: "самый большой", "от создателя" - не работают. Не счесть примеров, когда валились картины с шикарными рекламными компаниями. Тут идеи нужны. Интересные мысли! Люди, которые найдут свежий инструмент по выводу фильмов к широкому зрителю. Но в первую очередь это Сеть и "сарафанное радио".

РГ: Вы нередко проводите мастер-классы. О чем чаще всего спрашивают?

Бондарчук: Ко мне часто приходят молодые ребята. Говорят: я вот такой талантливый, хочу с вами трудиться. Хорошо, отвечаю, а есть у вас какие-то работы? "А что вы хотите? Давайте, я сделаю". То есть нет работ, но уже талантливый? Я ему: спасибо, до свидания! Другой пример. Приходит девушка, которая делает "какую-то интересную работу", рассказывает, показывает смету. Объясняет, что для завершения требуется еще 63 000 рубля 82 копейки. "Что ж так "много"? - интересуюсь. - "А я вам объясню!" И действительно, у нее каждая копейка просчитана. Деятельная! Фантазии - фонтан! Вся горит от желания творить. Надо было быть кретином, чтобы не обратить на нее внимания, не помочь ей.

Посмотрите, как вертятся в Голливуде те, кто приехал туда осуществить свою мечту. Издалека видно: хотят делать кино! Одержимая у нас профессия. И сегодняшнее время дает богатые возможности для реализации. Дерзайте!

РГ: В вашей жизни случались моменты, когда хотелось бросить "это чертово искусство"?

Бондарчук: Я чуть не сдох после "Острова". Было реально плохо со здоровьем. Мрачный был период. Потому что в какой-то момент после завершения съемок остаешься один. И никто не поможет. И ты сам не хочешь принять помощь. Она тебя раздражает. Управляешь на съемочной площадке большой группой людей. Кем бы ты при этом ни был - идиотом или великим, тебя слушаются и слушают. Ох, как это затягивает - поруководить массами!

Культура Кино и ТВ Фильм Федора Бондарчука "Сталинград" Лучшие интервью
Добавьте RG.RU 
в избранные источники