Если подсчитать, сколько раз за время своего существования представители противоборствующих в Палестине группировок ФАТХ и ХАМАС на переговорах жизнерадостно били друг друга по рукам, плечам и другим частям тела в знак примирения, то получится, наверное, с добрый десяток таких моментов.
Только вот, как обычно бывает, ни одно из этих соглашений, ранее заключенных при участии самых авторитетных арабских посредников, не было выполнено. Дальше одобрительных похлопываний и доверительных поцелуев дело не сдвигалось. Ни одна сторона внутрипалестинского конфликта не хотела поступаться теми преимуществами, что имела.
Сегодня хамасовцы надежно контролируют сектор Газа, где давно перестреляли всех сторонников ФАТХ. И теперь они рассчитывают расширить зону своего влияния на Западный берег реки Иордан. В свою очередь, фатховцы, прикормленные деньгами Евросоюза и США, не спешат отдавать своим политическим противникам финансовые потоки и не слишком обременительные обязанности по управлению подконтрольными территориями. В принципе такое двоевластие прежде всех устраивало.
Но Израилю удалось невозможное - усадить бывших противников за стол переговоров. Я не ошибся, именно Тель-Авив стал невольным катализатором объединительных процессов в Палестине. Завершившиеся в Египте переговоры, на которых палестинские движения договорились о проведении всеобщих выборов, только подвели черту под теми рискованными шагами, которые допустил Израиль в регионе. Подписание окончательного соглашения между ФАТХ и ХАМАС намечено на четвертое мая. Свою растерянность от такого развития ситуации в Тель-Авиве теперь прикрывают словами возмущения. И это неудивительно: ведь хамасовцы на переговорах в Египте по-прежнему не признали право еврейского государства на существование. А значит, Тель-Авив может окончательно потерять легитимного партнера в диалоге с палестинцами, если на всеобщих выборах в автономии умеренный ФАТХ потерпит поражение.
При этом в Израиле словно забыли, что сами толкнули двух некогда заклятых врагов в объятия друг друга. Решение израильских властей возобновить строительство поселений в Восточном Иерусалиме, который палестинцы хотели бы видеть столицей своего государства, и не желание Тель-Авива считаться ни с чьим мнением кроме собственного, привели к тому, что два враждовавших палестинских движения решили дружить против еврейского государства. Об этом открыто не говорят, но эти планы читаются между строк.
Даже если предположить, что соглашение между ними не более чем тактический шаг со стороны движения ФАТХ, которое тем самым стремится подтолкнуть Израиль к серьезным уступкам, то надо признать - это сильный политический ход. К тому же договор, заключенный в Каире, получил одобрение со стороны Запада - фактор немаловажный с учетом масштабов финансовой помощи, которая поступает палестинской автономии.
О том, пройдут ли объединительные выборы в Палестине можно рассуждать только в сослагательном наклонении. Все участники переговоров в Египте понимают: в любой момент могут найтись препятствия, которые сделают выполнение заключенных соглашений невозможным. Но пока все высокие договаривающиеся стороны демонстрируют оптимизм и расточают улыбки перед телекамерами. В надежде, что и спонсоры ближневосточного процесса в очередной раз поверят - в регион пришел мир.