Московские депутаты обнаружили необычное социальное явление.
Оказавшись на пороге пенсии, жители других регионов устремляются в столицу ради получения московских гарантий и пенсионных надбавок. Старики регистрируются у родственников, а кто-то даже покупает "углы" в квартирах, прописываясь на 1/8, а то и на 1/10 доли их площади. Такие квартиры уже прозвали пенсионными.
Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этой проблеме.
По словам руководителя департамента соцзащиты населения Москвы Владимира Петросяна, с 2007 года растет количество пенсионеров, прибывающих в столицу из других регионов. Он сослался на данные Пенсионного фонда: ежегодный прирост московских пенсионеров составляет около 28 тыс. человек. Причем среди них немало тех, кто в столице только зарегистрирован, но не проживает. Ведь с экономической точки зрения это достаточно привлекательно - получая на карточку московские льготы и доплаты, жить в провинции, где цены значительно ниже.
- В связи с этим в Мосгордуму поступает много обращений с предложениями изменить порядок региональных социальных доплат. Они впервые были введены в столице 1 января 2010 года, сменив так называемые лужковские ежемесячные выплаты, - поясняет председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. - Право на получение московской социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры и некоторые категории работающих пенсионеров. Это те, кто трудится в сфере образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, архивах, ЗАГСах, ЖКХ (дворники, уборщики, консьержи...)
Как известно, с 1 января 2011 года городской социальный стандарт для пенсионеров повышен до 11 тыс. рублей. Пенсионную разницу до этой суммы восполняет городской бюджет. В среднем размер городской доплаты сегодня составляет около 4 тыс. рублей. Это и привлекает пенсионеров-мигрантов. Но, посчитали депутаты, это бремя слишком тяжело для столичного бюджета. В связи с чем и была высказана идея прекратить прием документов у пенсионеров, прописавшихся в столице с нового 2011 года.
Такая инициатива законодателей нашла поддержку не у всех.
Александр Пыпин, руководитель аналитического центра ГдеЭтотДом.РУ:
- То, что основная масса пенсионеров в нашей стране продолжает работать для сохранения финансовой самостоятельности после выхода на пенсию, воспринимается обществом как данность. Удивительнее другое: эта часть населения стала обращать внимание на рынок недвижимости, чтобы увеличить размер своей пенсии.
Коллизии в законодательстве позволяют собственникам прописывать множество людей в своей квартире. Этим активно пользуются пенсионеры из регионов. Уже появился рынок, позволяющий любому покупателю доли в столичной квартире стать полноправным жителем столицы, а значит, и получить все социальные гарантии московского правительства.
Кстати, ради столичного социального стандарта пенсионеру из региона приходится заплатить минимум 85 тыс. рублей. В некоторых квартирах, таким образом, прописано более 100 человек. Может, вместо разработки новых технологий московских доплат депутатам стоит решить проблему "резиновых квартир"? С изменением правил прописки в зависимости от площади упорядочится и вопрос с реальными и мнимыми столичными пенсионерами.
Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ-ВШЭ:
- По Конституции человек имеет право жить там, где ему нравится. Московские же надбавки к пенсиям - это прежде всего компенсация за высокие цены в столице на товары и услуги. Конечно, они значимы для пенсионеров, живущих в регионах, но получающих московские надбавки. Проблему всеобщего удовлетворения решат так называемые страховые надбавки. Суть их в том, что они начисляются в зависимости от стажа работы в столице - 100 %, 50, 30 и т. д. Если человек не проработал ни года, то о чем речь? Для решения этого вопроса, в частности, введения страховых надбавок, надо менять московское социальное законодательство.
Александр Колесников, доктор социологических наук:
- Московские депутаты не перестают удивлять новациями. Неужели им больше нечем заняться, как открыть охоту на пенсионеров? Ведь очевидно, что пенсия и в 11 тыс. рублей в месяц оставляет стариков в унизительном нищенском положении. Так и подмывает задать вопрос депутатам московской Думы: пробовали они прожить на подобную пенсию?
Надо не с ножницами возиться, а искать источники покрытия новых расходов на пенсионное обеспечение. Причем не на добавки, а на увеличение базовой части. Некоторые политики ломают голову над тем, как остановить эмиграцию из страны. Ведь сегодня из России ежегодно уезжают на ПМЖ около 100 тыс. молодых, образованных, здоровых, сильных, дееспособных людей. Одна из причин бегства - и то положение, на которое они будут обречены в старости. Молодежь, покидающая родину, не хочет себе такой судьбы.
Реальности экономической жизни столицы рельефнее всего проявляются именно с позиций наименее защищенных социальных слоев населения, прежде всего пенсионеров. Все наши старики родом из России, а все россияне равны перед законом.
"Горячая линия" департамента соцзащиты населения
Москвы: тел. 8 (495) 623-10-59