Минэнерго договорилось с крупными поставщиками в мае временно отказаться от импорта бензина, чтобы насытить автотопливом российский рынок. При этом министерство не видит необходимости введения госрегулирования цен. Но считает, что следует улучшать механизмы биржевой торговли для мелких игроков.
Эти вопросы вчера обсуждали в минэнерго на селекторном совещании с регионами и нефтяными компаниями. О его итогах журналистам рассказал замминистра энергетики Сергей Кудряшов.
"В мае на экспорт компании не пойдут, все объемы будут поставлены на внутренний рынок", - сказал Кудряшов, уточнив, что речь идет только о бензине, экспорт которого в 2010 году составил около 3 миллионов тонн. И обещал, что сложности с поставками топлива в регионы будут полностью разрешены уже в мае. После совещания "Газпром нефть" и "Роснефть" совместно с регионами составили график поставок на месяц. Сегодня документ будет представлен в минэнерго.
Что касается госрегулирования цен, то, по словам замминистра, "такой необходимости нет, потому что у нас достаточно запасов нефтепродуктов". Однако, по его прогнозу, бензин в этом году может подорожать на 5 процентов, но причиной тому будет не дефицит, а рост цен на сырую нефть.
И все же перебои с поставками автотоплива в регионы отразились на цене, о чем свидетельствуют сообщения собкоров "РГ". Подорожал бензин в Калмыкии. По данным управления Федеральной антимонопольной службы по республике, в столице цена выросла на 2,5 процента, или в среднем на 40-60 копеек. Рост цены в регионах провоцирует ажиотаж: люди услышали, что где-то бензина мало, и поскорее поехали на заправки.
А владельцы АЗС просто воспользовались резко выросшим спросом, пояснил специалист республиканского УФАС Санжи Оваев. В Ярославле бензиновый дефицит ощущается пока только на так называемых независимых АЗС. Но там, где топливо есть, оно тоже взлетело в цене на 30 - 50 копеек. В Алтайском крае, с которого начался весь бензиновый переполох и впервые был зафиксирован дефицит, топливо подорожало на 2 - 4 рубля. Прокуроры уже проводят проверки. Выявлены факты ограничения продажи нефтепродуктов в Барнауле, Бийске, Белокурихе, Новоалтайске и 12 сельских районах. Прокурорами подготовлено 27 исков в суды. Такие проверки сейчас проходят по всем регионам, где наметился дефицит бензина.
Но пока он сохраняется даже "в отдельных городах и на некоторых АЗС", этого достаточно, чтобы усугубить ситуацию. Вчера на совещании в минэнерго называли несколько "горячих точек", среди которых Белгородская, Томская, Брянская, Воронежская и Кемеровская области, Красноярский край. Правда, как сообщает наш собкор из Воронежа, ситуация там начала стабилизироваться. Как и в Алтайском крае. Кемеровские власти говорят, что в Кузбассе есть месячный запас топлива, и просят крупные компании поделиться бензином с мелкими АЗС, которые вывесили таблички "Бензина нет". Иначе нездоровый ажиотаж сбить не удастся. С ним сейчас борется и правительство Хакасии. Бензин есть. Но в соседнем Минусинске (Красноярский край) его цена подпрыгнула до 27 рублей, что означает: это за горами и в Абакане. Наученные горьким опытом, владельцы авто загружают в багажники канистры. Берут по сто и больше литров...
Ситуация, надо надеяться, нормализуется. Минэнерго сообщило, что запасов бензина по стране в среднем хватит на три недели. К тому времени подтянется топливо, которое не пустили на экспорт. А что потом? Ответ на этот вопрос не менее важен, чем оперативное разруливание ситуации. Как уже писала "РГ", эксперты говорят о системных проблемах в отрасли, без решения которых бензиновый кризис может повториться. Даже при нынешнем повышении цен экспорт остается выгоднее. А нехватка топлива, как сказал "РГ" председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов, возникла как раз из-за нежелания компаний продавать бензин внутри страны: "Из-за высоких цен на горючее в мире компании направили большое количество нефти за рубеж. Мотивация больше сосредоточиться на экспорте, думаю, недальновидна. Продавать бензин внутри страны так же выгодно, как и за рубеж".
Вот только как убедить в этом сами компании? Нефтяники продолжают считать существующие в России цены несправедливо заниженными, не отражающими затрат, которые несет бизнес по всей цепочке от скважины до НПЗ и доставки готового продукта потребителю. По мнению президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, отказ от экспорта бензина не решит проблему дефицита, поскольку это всего 1 процент от всего произведенного в стране автотоплива. В интервью корреспонденту "РГ" Шмаль заявил, что "сегодня никто не управляет процессами логистики, вопросами обеспечения топливом того или иного региона, никто не отслеживает потребности - вот основная проблема". А цена топлива, считает Геннадий Шмаль, сегодня зависит от стоимости нефти на мировом рынке и от налогов. "НДПИ, - отмечает эксперт, - напрямую привязан к стоимости нефти на мировых рынках, соответственно получается взаимозависимая цепочка: высокая цена на нефть - высокие налоги - высокие цены на бензин".
Президент Союза нефтегазопромышленников полагает, что для начала надо дополнительно загрузить НПЗ. "Во многом они работают с загрузкой в 80 - 85 процентов, пусть увеличат ее еще процентов на пять. И надо научиться, наконец, управлять процессом поставок топлива". Отчасти последний тезис об управлении подтвердили и в минэнерго. Здесь считают, что основные проблемы возникли из-за независимых поставщиков, которые оказались не готовы к введению торгов топливом на бирже. К тому же независимые торговцы, которым, по разным оценкам, принадлежит от 50 до 60 процентов всех АЗС страны, не предоставляют данные по имеющимся остаткам топлива. Прозрачность в подобных вопросах нужна всему рынку, говорят в министерстве.
Но времени решить все эти проблемы остается не так уж много. Впереди еще один сложный сезон - в июле - сентябре. Тогда ряд НПЗ снова будет выведен на плановый ремонт. Минэнерго вместе с крупными нефтяными компаниями намерено подготовить необходимые запасы топлива, в частности по бензину Аи-95. Однако это не исключает решения системных проблем отрасли, предупреждают эксперты "РГ".