28.04.2011 23:14
    Поделиться

    Максим Лытов: Нашей состоятельной публике не хватает эпатажа

    Об эпохе демонстраторов мы беседуем с преподавателем живописи Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Максимом Лытовым:

    Российская газета: Позировать - это призвание?

    Максим Лытов: Не призвание, но предрасположенность, может быть, и генетическая. Держать позу часами - это специфика мышц. К слову, сама профессия как запись в реестре специальностей и трудовой книжке появилась совсем недавно. Идеология не терпела в своей системе "демонстратора пластических поз". Долго держать на весу ноги и руки хорошо получается у балетных. Лежачие постановки удобнее, чем стоящие.

    РГ: Вы говорите о дефиците, а в Интернете - масса желающих попозировать...

    Лытов: Желающих легко заработать много, но в опытных натурщиках дефицит. Ведь даже в Свято-Тихоновском институте учат писать фрески с натуры.

    РГ: Можно ли сказать, что "Даная" Рембрандта появилась еще и из-за того, что эта знаменитая поза достаточно удобна?

    Лытов: Вы упрощаете смысл искусства. "Даная" - это ведь не повтор натур. Большой художник всегда додумывает, чтобы достичь выразительности. Это ведь не учебный процесс. Фотографическая схожесть - не искусство. У всех великих, рисовавших обнаженную натуру, человек нарисован с разных точек. Никто не сможет в точности повторить позу Данаи.

    РГ: Существует ли мода на натурщиц определенного телосложения или возраста? К примеру, в коллекции одного из российских олигархов есть картина самого дорогого из ныне живущих художников Люсьена Фрейда, который обожает рисовать обнаженных стариков и старух...

    Лытов: Вы вторгаетесь в опасную тему происходящего с современным искусством. Тенденции всегда существуют, особенно когда речь идет об эстетике, которая вас так удивила. Корни тут коммерческие. Это сейчас востребовано. Художников, конечно же, привлекали и старики, и бомжи, и маргиналы, и проститутки. Их писали и голландцы, и импрессионисты... Французы шли в этот социальный слой, потому что считали, что именно там можно найти живых настоящих людей со сложными судьбами. Но сейчас такие типажи в моде, потому что прикольно. Нашей состоятельной публике не хватает эпатажа. Как мне кажется, это сфабрикованное ощущение. Говорят, что современный мир искусства тянется к этому. Не знаю, но очереди на Левитана и других великих не уменьшаются. Люди устали от "искусственного искусства", надуманного и в коммерцию погруженного, когда успех приходит к тем, кто попросту не умеет рисовать. Лучше и кисточек в руки не брать, новые технологии сделают все за художника. И раскрутка. Пиар художников, которые работают на Рублевке, и строится на следующем: у соседа-олигарха есть Фрейд, а у меня нет... Их имена в списке обязательных атрибутов успеха и богатства, как марки авто и престижные деревни для проживания.

    РГ: С наступлением технологий человека становится все меньше в самых разных сферах искусства. Пробовали заменить натуру компьютерной программой?

    Лытов: Мы с этим боремся. Но разговоры о том, что рисование и живопись с натуры уходят в прошлое, идут. Экономить силы с помощью компьютера сейчас легко. Например, можно увеличить рисунок до любого размера. Не нужно, как Иванов над своим "Явлением Христа народу", трудиться 20 лет. Большие картины сейчас в основном "распечатывают" на холстах, а потом раскрашивают. Но компьютер ведь только инструмент, если в голове и сердце нет ничего, он не поможет. Плохо, что под влиянием компьютерных веяний сокращаются по новым программам часы на рисование. Ребята пишут с натуры по шесть часов в неделю - это очень мало для будущего художника.

    Поделиться