Минобороны не стало заказывать новейшие версии Т-90 для Сухопутных войск. Упор сделан на модернизацию старых машин.
А вот на мировом рынке Россия держит первое место по продаже своей бронетехники. Наши танки ценят за их надежность, боевую мощь и приемлемую стоимость.
Весной этого года сошлись две новости, напрямую касающиеся танков. В начале марта главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников, выступая в Совете Федерации, раскритиковал гордость "Уралвагонзавода" - основной боевой танк Т-90 по критерию цена-качество. По словам главкома, эта машина очень дорогая и совсем не новая, как он сказал - это лишь "семнадцатая модификация советского Т-72". И минобороны в текущем году не заказало ни одного Т-90.
А буквально на днях Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) опубликовал свой анализ мирового рынка бронетехники. Статистика продаж однозначно свидетельствует о том, что наши танки по-прежнему пользуются хорошим спросом. По количеству проданной бронетехники Россия удерживает и в течение будущих четырех лет удержит лидирующее место. В случае выполнения графиков по текущим контрактам, лицензионным программам, заявленным намерениям и проводимым тендерам, объем только танкового экспорта в 2011-2014 годах составит 688 единиц.
Если брать объем российского экспорта за 2007-2014 годы, то с учетом лицензионного производства за рубеж будет продан 1291 танк. В основном это Т-90С. За тот же период США продадут 457 "Абрамсов", Германия - 348 "Леопардов" различных модификаций.
А вот если говорить о стоимости продаж, то здесь впереди идут Соединенные Штаты. За свои 457 танков они получат почти пять миллиардов долларов, а Россия за 1291 машину - около четырех миллиардов. И то, что российские танки дешевле американских, вовсе не говорит о том, что они хуже.
По мнению военных экспертов, в прямой дуэльной ситуации Т-90АМ - это его новейшая модификация - по своим возможностям превосходит и "Абрамс", и "Леопард".
Если западные танки гарантированно поражают тяжелую бронетехнику противника, начиная с дальности в 2,5 км, то российский танк с дистанции в 4,5 км, в том числе ночью. Из-за гораздо более низкого силуэта в сравнении с западными аналогами Т-90АМ труднее поразить прямым выстрелом.
К тому же эта машина оснащена уникальной динамической защитой, которую не может пробить ни один кумулятивный боеприпас. Более того, эта защита ломает даже стержни подкалиберных снарядов до их соприкосновения с основной броней башни и лобовой проекцией корпуса. Ни в одной стране мира такой защиты нет.
Цена танка всегда оговаривается отдельно для каждого конкретного заказчика и зависит она от многих параметров. Тем не менее среднюю стоимость Т-90 можно оценить в сумму, чуть большую двух миллионов долларов. Стоимость "Леопарда-2" - больше пяти миллионов, американского "Абрамса" - более семи миллионов "зеленых".
Казалось бы, именно Т-90АМ необходимы нашим бронетанковым частям и закупать их надо в возрастающих количествах. Однако с 2005 по 2010 год, по словам производителей, минобороны заказывало в среднем ежегодно не больше 62 танков. В настоящий момент количество новых машин - Т-80У, Т-90 и Т-90А - в войсках не превышает десяти процентов. Т-90АМ вообще нет.
И каким образом к 2020 году военное ведомство планирует обновить парк, в том числе бронетехники, на семьдесят процентов, не совсем понятно.
Проблема еще и в том, что Генштаб, похоже, не может определиться - сколько же танков вообще необходимо Сухопутным войскам.
Пятнадцать лет назад их общее количество, с учетом огромных баз хранения в Сибири, превышало шестьдесят тысяч. Пять лет назад осталось уже двадцать три тысячи.
Озвучивалась цифра, что в частях постоянной боеготовности должно быть в общей сложности не более 2000 танков. Но эта цифра тоже не утверждена.
Во всяком случае сейчас военные решили пока не заказывать "семнадцатых модификаций Т-72", а начать модернизировать те самые старые Т-72, которых в арсеналах почти двадцать тысяч, остальные - Т-62 и Т-55. Кроме того, выдано техзадание на разработку принципиально нового танка взамен не состоявшегося "объекта 195". Рабочее название этого проекта "Армада".
К его реализации уже приступили, и если с деньгами проблем не будет, то к 2015 году российский танк нового поколения может начать поступать в войска. Это вполне реально, так как в перспективной машине будут реализованы наработки, полученные при проектировании "объекта 195" в Нижнем Тагиле и танка "Черный орел" в Омске.