28.04.2011 23:21
    Поделиться

    Законопроект о водоснабжении усилит контроль за промышленными отходами

    Законопроект о водоснабжении и канализовании должен будет усилить контроль за промышленными стоками.

    Сегодня предприятия могут сбрасывать в систему воду такого качества, что очистить ее практически невозможно, сетуют авторы идеи. По новому законупромышленные предприятия, осуществляющие сброс воды в систему канализации, должны будут декларировать свои стоки, указывая концентрацию загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на водные объекты и угрожающих безаварийной работе систем канализования. По этим отчетам ежеквартально будет рассчитываться плата за сброс загрязняющих веществ. В случае если при проверке стоков будет обнаружена недостоверность декларации, плата будет взиматься в двойном размере. Таким образом, бремя ответственности перемещается с водоканалов (сегодня за несоблюдение нормы платят именно они) к непосредственным виновникам загрязнения.

    Эта мера поможет существенно упростить работу водоканалов. Главное, что с них будет снято финансовое бремя ответственности за "того парня". По словам руководителя департамента ЖКХ минрегиона Ирины Булгаковой, сейчас водоканалы погрязли в судах с абонентами, и имеются случаи, когда штрафы за сбросы промышленных предприятий, накладываемые на водоканалы, превышают их годовые обороты. Высвобожденные средства вполне возможно будет пустить на модернизацию, которая отрасли сегодня крайне необходима.

    Оборудование водоканалов в среднем по стране изношено на 70% - то есть ситуация фактически близка к катастрофе. А значит и говорить об улучшении качества воды без серьезных сетей просто бессмысленно. Если упростить жизнь водоканалам, можно ожидать, что в отрасль, сегодня убыточную, начнется приток частных инвестиций, отмечают в минрегионе. Аналогичной позиции придерживаются и в Национальном союзе водоканалов. По данным этой организации, сейчас в водопроводно-канализационном хозяйстве фактически действуют только три частных оператора. Это крайне мало для каких-либо кардинальных изменений и обновления выработавшей свое инфраструктуры. За водоснабжение россиян и промышленных предприятий главным образом отвечают муниципальные предприятия. Несмотря на рост тарифов на водоснабжение и свободный доступ к бюджетным средствам, в последнее десятилетие местные предприятия не смогли сократить издержки и не вкладывали средства в реконструкцию сетей. Собственно, не сильно преуспели в этом и частные компании, хотя они и инвестируют в отрасль несколько больше своих муниципальных коллег. Казалось бы, именно частники должны активно вкладываться в развитие коммунального хозяйства, но ситуация такова, что бизнес предпочитает использовать доставшиеся сети и не особенно задумывается об их развитии. Главное, на что в таком случае ссылается бизнес, - это невозможность прогнозировать возврат и доходность инвестиций, поскольку тарифы ежегодно пересматриваются. И хотя еще не разу не было, чтобы населению скостили стоимость жилищно-коммунальных услуг, с точки зрения предпринимателей, нужен четкий прогноз цен на ближайшие несколько лет. А его нет.

    Действующие сегодня нормативы, а на водопроводно-канализационное хозяйство влияют различные законодательства - от земельного до жилищного, нужно давно приводить к общему знаменателю, уверенно большинство участников рынка. Участники рынка согласны, что нужен единый закон. Однако к документу в его нынешнем виде слишком много претензий. Законопроект предполагает давно ожидаемое частным бизнесом долгосрочное регулирование тарифов: на срок до пяти лет или на период действия инвестиционной программы. Аналогичные правила с недавнего времени уже действуют в электроэнергетике. Там долгосрочное регулирование тарифов не спасло потребителей от роста цен на услуги сетевых компаний. Но ситуация в ЖКХ, по мнению экспертов, безвыходная. Водоканалам нужны средства на модернизацию, своих денег у них нет, а доходов от существующих тарифов явно недостаточно.

    "Долгосрочное регулирование тарифов позволит гарантировать инвесторам возврат средств, вложенных в коммунальную инфраструктуру. Не отвечающие санитарным требованиям водоканалы в течение пяти лет должны будут провести модернизацию", - отмечает один из авторов документа, член комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Андрей Чиркин. При этом законопроект предусматривает несколько вариантов регулирования тарифов. Помимо традиционных методов расчета на основе обоснования затрат и индексации существующих тарифов предлагается использовать метод доходности инвестированного капитала. В последние два года этот метод активно внедряется в электросетевых распределительных компаниях и позволяет отдельно учитывать в тарифе размер затрат на инвестиции и реальную доходность компании. "Например, если я строю очистные сооружения, то мне должны установить такой тариф, чтобы мои вложения в расчетный срок окупились, - пояснил "РГ" суть поправок зампредседателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, под чьим началом недавно прошли парламентские слушания по этому вопросу. - Комбинация всех методов, когда тарифы устанавливаются на несколько лет вперед, при этом в них учитываются инвестиционные затраты, станет мощным стимулом для инвестиций в отрасль". Также тарифы на водоснабжение могут дифференцироваться с учетом качества питьевой воды.

    Ирина Булгакова обращает внимание на то, что в процессе обработки документа к первому, а в дальнейшем и ко второму чтению в Госдуме, необходимо уточнить полномочия государства и местных органов самоуправления в части водопроводно-канализационного хозяйства, определить необходимость введения конкретных значений санитарных показателей по воде и стокам, а также конкретизировать порядок передачи бесхозных объектов инфраструктуры. Сегодня таковых объектов великое множество. Власти сейчас как раз заняты составлением их реестра. Однако брать на себя заботу о них, как предлагает законопроект, водоканалам не по карману: ремонт обойдется слишком дорого, а следовательно, разорительно для водоканалов.

    Нина Егоршева

    корреспондент "РГ"

    Поделиться