В почти шести сотнях откликов, полученных нашим Интернет-фестивалем "Дубль дв@", - голоса поразительно интересных, умных, глубоких людей. Причем очень чувствуется, в какой беде эти люди: в создавшемся у нас культурном вакууме они задыхаются, им плохо.
И пусть теперь мои лучезарные коллеги по перу снова втолковывают с умным видом, что нет никакой деградации, что искусства у нас только теперь и получили вожделенную свободу - куриная слепота неизлечима. Мы по-прежнему живем, "под собой не чувствуя страны", - а за пределами Москвы, Петербурга и пары-тройки мегаполисов с их мультиплексами люди практически лишены возможности смотреть качественное кино. Их потчуют в лучшем случае подростковой анимацией и цветастыми "фэнтези", а в очень многих регионах нет и этого.
Приведу только несколько писем, где наши читатели-зрители подытоживают свои впечатления о фильмах, увиденных на фестивале "неизвестного кино России”.
Римма Провст:
"Вот и закончился виртуальный киносеанс длиною более недели. Зритель устал, но остался, думаю, доволен. А устал он оттого, что отвык за последние 10-15 лет от умного, доброго, гуманного отечественного кино, - а тут на него такая мощная "мозговая атака" обрушилась.
К сожалению, упомянув о новом российском фильме, я все чаще и чаще слышу: "Да что хорошего наши могут снять!" А "наши" могут и снимают. Это ещё раз доказал первый интернет-кинофестиваль "Дубль два@". Осмелюсь перефразировать слова бессмертного Михаила Булгакова: "Нет плохих фильмов, есть фильмы несчастливые". Несчастливые - потому, что недонесённые, непоказанные зрителю. Хранящиеся в пыльных архивах. Сколько их еще таких, ожидающих своего зрителя? И пусть не у каждого в нашей стране есть Интернет (особенно в глубинке), но такой фестиваль - это огромная возможность донести фильм и доказать, что есть наше российское кино, пусть без навороченных голливудских спецэффектов, но зато с сюжетом, переворачивающим душу.
Так уж сложилось, что сама я живу в одном из сёл Алтайского края, где двери местного кинотеатра заколочены, наверно, уже лет пять. Ближайший кинотеатр - в 60 км от меня. И, вроде бы, не такое большое расстояние, но есть одно "но": я инвалид 1 группы (практически не передвигаюсь с рождения), и у меня нет возможности ходить на "реальные" киносеансы. Поэтому я вдвойне благодарна организаторам этого кинофестиваля, и втройне - кинорежиссёрам.
Лично для меня очень сложно было поставить оценку каждой картине: я не кинокритик, оцениваю фильм по своему эмоциональному состоянию. Для меня было бы гораздо проще, если бы было две кнопки "Нравится" и "Не моё". Не моё - потому, что это я не поняла, а не потому, что плохой режиссёр. И я всегда избегаю штампа "прекрасная игра актёров": мне кажется, что играют - дети, а актёр проживает чужую жизнь на сцене и в кино. Такую роль, какая досталась Нине Усатовой в "Кавказской рулетке", не играют, а пропускают через себя, она оставляет рубцы в сердце и в душе актёра.
Не собираюсь и расставлять фильмы по местам: места - для спорта, а не для искусства. У каждого из нас - свой победитель, а кто-то с ним ещё и не определился. И определится может через несколько лет - когда снова поставит диск и пересмотрит его, и станет, быть может, от этого чуточку добрее".
Валентина Кононова:
"Для меня дни фестиваля стали "неделей, полной чудес". Возвращается умение сопереживать - и думать, думать. Если многие из современных фильмов нельзя пересказать потому, что там ничего не происходит, то включенные в программу фестиваля не укладываются в пересказ из-за того, что чувства и эмоции, возникшие при просмотре, невозможно уложить в слова. С грустью вспоминаешь время, когда стыдно было признаться, что ты что-то важное не видел или не читал. Необходимо продолжить такие фестивали - это поможет расширить аудиторию, и вернуть чувство стыда за незнание".
Tanwe:
"Посмотрев все фильмы фестиваля, я сделала вывод, что для искусства главное - изменить человека в лучшую сторону, заставить посмотреть на себя со стороны или пересмотреть свои взгляды на что-либо. Понимаю, что моя мысль не нова, сразу вспоминается извечное противостояние "искусства для искусства" и "глаголом жги сердца людей". Мне нравится, когда искусство меня меняет. Спасибо за возможность поразмышлять! Печалит только одно: если дальше дело с прокатом в стране пойдёт таким же путём, и люди толпами будут смотреть "любови-моркови-любови в большом городе-самые лучшие фильмы", то один лишь Интернет станет спасением для тех, кто не хочет быть пиплом, который всё схавает".
Никита Королевич:
"Идея фестиваля и ее реализация мне очень понравились. Опыт, харизма, связи и частичка души, которую в этот проект вложила команда "Российской газеты", позволили воплотить задуманное на очень высоком культурном и организационном уровне. Когда видишь хорошую профессиональную работу - одно это вызывает уважение. Но здесь, кроме хорошей работы, явилось и главное - искусство. Для меня это было знакомство с несколькими современными лентами, которые скорее всего я никогда бы не посмотрел, если бы не фестиваль. А главное - получил от этого большое удовольствие. Отлично проводил вечернее время, просматривая после работы интересные фильмы и выражая свое скромное мнение по этому поводу.
Приятен итог фестиваля. Это был не фестиваль-парад, а конкурс, где определяли победителя и проигравшего. Победил фильм "Не думай про белых обезьян" Юрия Мамина, фильм, которому я поставил самую высокую оценку (8 звезд, как и "Дню полнолуния" Карена Шахназарова - но тот фильм стоит особняком: он точно лучше всех остальных, но… по-другому). Второе место у фильма "Видримасгор" Яны Поляруш нечто доброе, хорошее, но, как мне показалось, пустое. Хорошо, что доброта в числе призеров, но, я думаю, очень хорошо, что такая доброта не является абсолютным победителем.
Подводя финальную черту, хочется сказать большое спасибо за этот кинотеатральный праздник. Главное видно невооруженным глазом: вам не все равно. А искренность стоит самого дорогого. Что вообще может быть важнее?! Продвигать искусство и культуру - это приятно, и я понимаю, что от этой активной деятельности вы получаете огромное удовольствие - а это счастье.
Буду ждать продолжения - уже в обещанном вами формате киноклуба".
***
...Как видите, идея показывать незаслуженно забытое кино в Интернете упала на более чем благодатную почву: зрители разных городов и стран с благодарностью откликнулись и просят ее продолжать и развивать. Поэтому мы не закрываем нашу "фестивальную секцию" на сайте "РГ". Сейчас проект берет некоторую паузу, необходимую для подготовки и реализации его дальнейших планов. Проект, напомню, авторский, а мне в мае предстоит поездка на Каннский кинофестиваль - главное, наиболее престижное и драматически напряженное киносостязание планеты. Он и займет наше с вами внимание в ближайшие две недели - следите за газетой.
А затем "Дубль дв@" продолжит свою работу уже в режиме онлайнового Киноклуба. И для начала мы думаем заложить еще одну традицию: наши режиссеры-лауреаты получают право на мини-ретроспективу своих фильмов по их собственному выбору. Поэтому первой акцией Киноклуба станет показ незаслуженно забытых (или вообще неизвестных) фильмов единственного в нашем кино сатирика Юрия Мамина.
Дважды в год - осенью и весной - киноклуб будет проводить фестивали. Надеюсь, что вторым нашим кинопраздником станет конкурс современного документального кино: для зрителей там будет много сенсационно интересных открытий.
Спасибо всем за интерес и поддержку.