03.05.2011 23:40
    Поделиться

    Цены на бензин в России продолжают расти

    Большого дефицита автотоплива в регионах нет, но цены не сдаются

    В Алтайском крае, с которого началась "бензиновая лихорадка" в стране, сегодня нет ни очередей, ни ажиотажа на автозаправочных станциях. Автовладельцы "поят" своих "железных коней" без всякого лимита.

    Минэнерго обещает, что ежемесячно 200 тысяч тонн экспортного бензина будут перенаправляться на внутренний рынок благодаря введению пошлин.

    Уже стабилизировалась или близка к этому ситуация и во многих некогда проблемных регионах. Но не во всех. В Подмосковье, например, цена за литр поднялась на полтора рубля, а в столице на два рубля. В Ярославле цены на бензин продолжают расти. И на АЗС все еще ощущается нехватка топлива, из-за чего на некоторых из них в одни руки продают не больше 15 литров. Как сообщила пресс-секретарь УФАС по Ярославской области Светлана Посельская, сейчас сотрудники управления выясняют, сколько топлива за этот период было выработано на местном нефтеперерабатывающем заводе, сколько пошло на экспорт, а сколько - на внутренний рынок. Правда, с 1 мая оно явно должно завернуть свой поток на российские АЗС. Для бензина с этой даты начала действовать новая и отдельная экспортная пошлина. Срок, на который введена эта норма, в постановлении правительства не указан.

    На такую экономическую меру пришлось пойти из-за того, что в более чем десяти регионов России возник дефицит с поставками этого вида горючего. Из-за роста стоимости бензина на внешнем рынке отечественным производителям стало выгоднее продавать его за рубеж, чем поставлять на российские АЗС. В результате те объемы, которые раньше уходили на экспорт, будут перенаправлены на внутренний рынок ,предполагают эксперты минэнерго. Для этого и повышали бензиновую пошлину на 44 процента, до 408,3 доллара за тонну, что составляет 90 процентов от ставки пошлины на нефть.

    Ранее предполагалось, что пошлина на светлые нефтепродукты с 1 мая вырастет до 304 долларов за тонну с 283,9 доллара. До 1 мая пошлина на бензин составляла 67 процентов от ставки пошлины на нефть. Но с появлением дефицита бензина начали расти и цены на него. На прошлой неделе на спотовом рынке России на фоне ограниченного предложения и сезонного повышения спроса, как сообщается в материалах информационно-аналитического центра "Кортес", стоимость топлива начала подниматься вверх. Цены на 29 апреля выросли в среднем от 431 рубля за тонну Аи-80 до 2 тысяч рублей - на Аи-92. Некоторые производители приступили к реализации уже майских объемов нефтепродуктов на биржевых торгах еще в конце апреля. Пошлины, поднятые правительством, пойдут вниз после того, как рынок бензина в регионах России успокоится. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, "можно прогнозировать, что пошлины понизят через два-три месяца", передает РИА Новости.

    Повышение экспортных пошлин на бензин владелец одной из самых крупных брянских сетей АЗС Игорь Крутик считает мерой правильной, но с оговорками: "Понятно, что сейчас внутренний рынок "зальют" бензином, но целиком перекрывать экспорт не стоит. При переизбытке нефтепродуктов цены начнут падать". Введение пошлины должно серьезно ограничить экспорт бензина за рубеж и насытить им внутренний рынок.

    Именно рост экспорта на 67 процентов стал одной из причин возникновения дефицита бензина в ряде российских регионов. Так считает замминистра энергетики Сергей Кудряшов. И пришлось ввести пошлину на бензин.

    Одновременно минэнерго и минфин по поручению премьер-министра Владимира Путина должны подсластить пилюлю нефтяным компаниям. Им поручено рассмотреть вопрос о компенсирующем снижении акцизов или налога на добычу полезных ископаемых. Напомним, что сегодня НДПИ составляет 419 рублей с тонны добытого обезвоженного, обессоленного и стабилизированного продукта, умноженные на ряд коэффициентов.

    Ситуация с дефицитом и ростом цен стала главной темой предпраздничной недели. К ней подключились Генпрокуратура и Федеральная налоговая служба. Только в городе Бийске Алтайского края ФАС возбудила больше 10 дел по признакам согласованных действий. При этом представители нефтяной отрасли отмечают, что цена на бензин в мае, несмотря ни на какие принятые меры, все равно вырастет на 5-7 процентов.

    Причина - существующий сейчас уровень цен все равно не отражает реальных затрат производителей автомобильного топлива.

    Тем не менее в Алтайском крае на АЗС основных поставщиков - региональных представительств "Роснефти" и "Газпромнефти" - стоимость ходового Аи-92 после бензинового кризиса упала на 0,7 рубля, а цена на Аи-95 выросла всего на 10 копеек. Но на некоторых АЗС цены поднялись значительно.

    Несмотря на то, что ситуация с топливом на Алтае стабилизировалась, антимонопольщики продолжают расследовать причины бензинового кризиса.

    В других регионах снижения цен зафиксировано не было. В Ярославле они продолжают расти. Заметили подорожание топлива и в Калмыкии. В праздничные дни на АЗС республики цена на бензин выросла еще на 10 копеек. В течение предпраздничной недели бензин в Красноярском крае подорожал дважды. Сначала цена самой ходовой марки Аи-92 на большинстве автозаправочных станций краевого центра выросла на рубль, а потом подорожали и другие марки. Тенденция осталась неизменной и в первые майские дни. На сегодня топливный рынок Брянской области в значительной мере восстановился, на большинстве АЗС есть все марки бензина. Однако цена "девяносто второго" колеблется от 23 рублей 70 копеек до 26 рублей, то есть за последние три недели она выросла в среднем на 2-4 рубля и даже больше.

    Так что пока принятые меры по сдерживанию цены на бензин не дали полномасштабных результатов. В некоторых регионах его стоимость продолжает расти. Почему? Эту загадку "РГ" попытался раскрыть генеральный директор компании "Финэкспертиза" Агван Микаэлян.

    Майское увеличение пошлин сделает наш бензин абсолютно неконкурентоспособным на внешнем рынке, и он будет реализован на внутреннем. "Но, - отмечает эксперт, - у нас переизбыток перерабатывающих мощностей, что в итоге тоже создаст проблему с ценообразованием". Об этом предупреждал и брянский хозяин сети АЗС. Микаэлян видит два сценария дальнейшего развития событий. Первый - при котором необходимо будет ограничить производство. Со временем сложится нормальный баланс между производством и потреблением. Второй, по мнению эксперта, невозможный для нашей страны вариант, когда выручка от реализации идет на модернизацию производства отечественных НПЗ. В результате этого будет снижение стоимости продукта и цивилизованная конкурентная борьба, формирующая адекватную цену.

    По мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, проблему с дефицитом и ростом можно решить комплексом мер. Во-первых, считает он, "необходимо отвязать НДПИ от цен внешнего рынка и привязать к затратам на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Во-вторых, надо очень аккуратно относиться к налогообложению этого сегмента рынка, так как сейчас доля налогов к конечной цене бензина составляет 63 процента. В-третьих, надо ввести, только на месяц, серьезные заградительные пошлины, чтобы насытить внутренний рынок. В-четвертых - стимулировать развитие нефтепереработки, чтобы снизить себестоимость бензина".

    Подробности из регионов

    Алтайский край

    Ни очередей, ни ажиотажа на автозаправочных станциях в Барнауле и в других алтайских городах нет. С середины прошлой недели автовладельцы заправляют своих "железных коней" без всякого лимита любой маркой бензина. На АЗС основных поставщиков топлива - региональных представительств "Роснефти" и "Газпромнефти" стоимость ходового Аи-92 после бензинового кризиса даже упала с 21,9 до 21,2 рубля, а цена на Аи-95 выросла незначительно - с 22,9 до 23 рублей. На частных автозаправках в Барнауле цена этих марок варьируется от 22 до 25 рублей за литр, а в Бийске достигла 27-28 рублей. Антимонопольная служба уже возбудила дело в отношении бийских владельцев АЗС, усмотрев в их действиях признаки ценового сговора.

    И хотя ситуация с топливом на Алтае стабилизировалась, антимонопольщики продолжают расследовать причины бензинового кризиса, а автовладельцы вышли на акцию протеста. 30 апреля около сотни автомобилистов в желтых футболках и на велосипедах собрались в центре Барнаула, требуя найти виновных в бензиновом кризисе.

    - Мы хотим, чтобы впредь таких коллапсов на топливном рынке не возникало, поэтому помимо пикета инициировали еще и опрос населения на тему "Кто виноват в бензиновом кризисе?", - пояснил корреспонденту "РГ" один из организаторов пикета - региональный представитель Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков.

    Между тем, губернатор Алтайского края накануне первомайских праздников заявил, что никакой реальной угрозы срыва весенне-полевых работ из-за перебоев в поставке ГСМ сегодня нет.

    - Приняты все необходимые меры по поставке дополнительных объемов топлива в край. Сегодня хозяйства примерно на 70 процентов обеспечены необходимым для проведения посевной объемом ГСМ. Есть вопросы к поведению отдельных компаний на рынке, но мы эти вопросы совместно с контролирующими органами решим, - подчеркнул губернатор.

    Ярославль

    Цены на бензин в регионе продолжают расти. Так, 2 мая литр АИ-92 на независимых заправках стоил уже 24 рубля, а АИ-95 - 25,70. При этом заправки продолжают испытывать нехватку топлива, из-за чего на некоторых из них в одни руки продают не больше 15 литров топлива самых ходовых марок. 80-го бензина на многих заправках нет вообще.

    Подскочили цены и у крупных игроков. На ярославских заправках ТНК 2 мая 95-й бензин стоил 25,20, 92-й - 23,50. На заправках "Газпромнефти" - соответственно: 25,20 и 23,40. Правда, недостатка в топливе здесь не наблюдается.

    Дмитрий Иванченко, финансовый директор одной из независимых ярославских заправок, надеется, что трудности - временные. По его мнению, проблемы, возможно, связаны с ремонтными работами на местном нефтеперерабатывающем заводе. 

    Эту версию проверяют и антимонопольщики. Как сообщила пресс-секретарь УФАС по Ярославской области Светлана Посельская, сейчас сотрудники управления выясняют, сколько топлива за этот период было выработано, сколько пошло на экспорт, а сколько - на внутренний рынок.

    Брянск

    На сегодня топливный рынок Брянской области в значительной мере восстановился, на большинстве АЗС есть все марки бензина. Однако цена "девяносто второго" колеблется от 23 рублей 70 копеек до 26 рублей, то есть за последние три недели она выросла в среднем на 2 - 4 рубля и даже больше. Повышение экспортных пошлин на бензин владелец одной из самых крупных брянских сетей АЗС Игорь Крутик считает мерой правильной, но с оговорками: "Понятно, что сейчас внутренний рынок "зальют" бензином, но целиком перекрывать экспорт не стоит. Да, я не продаю топливо за рубеж, и мне такое решение вроде бы выгодно, но при переизбытке нефтепродуктов цены начнут падать. Что же касается крупных нефтяных компаний, то они в любом случае останутся со своей прибылью, так как занимают монопольное положение".

    Якутия

    Якутия, куда запасы ГСМ завозят на год впрок, мало зависит от кратковременных колебаний цен. Здесь не было ни дикого взлета цен неделю назад, ни падения сейчас. В Якутии и без этого ценники на заправочных станциях могут сразить наповал любого приезжего. Даже в Южной Якутии, где есть возможность доставлять грузы по железной дороге, солярка стоит 30 рублей 70 копеек за литр. В алмазодобывающем Мирнинском районе она идет уже по 37 рублей 10 копеек, а на севере региона - по 43 рубля…

    Дизтопливо в Якутии - ценовой рекордсмен, но и залить в бак что-нибудь другое дешевле 30 рублей за литр на большей части территории невозможно. Такой прейскурант с 1 февраля нынешнего года установило предприятие, являющееся главным поставщиком горюче-смазочных материалов в регион. Взвинчивать цены для этого не пришлось - они здесь заоблачны всегда. В феврале их подняли всего на 40 копеек на все виды топлива из-за введения новой торговой надбавки. Дороговизну участники топливного рынка объясняют отдаленностью республики и сложной транспортной схемой.

    Приморский край

    На автозаправках Приморья ажиотажа не наблюдается. Автолюбители не стоят в очередях, не пытаются запастись топливом впрок, наливая его в канистры и бидоны. В отличие от соседнего Сахалина, где владельцы транспорта уже пребывают в легкой панике.

    Информацию о скором наступлении бензинового кризиса в регионе опровергает крупнейший поставщик топлива в регионе ООО "Роснефть-Воскнефтепродукт". "Все наши АЗС работают в обычном режиме. Цена на бензин и дизельное топливо не изменилась и по-прежнему составляет менее 30 рублей за литр", - говорят в компании.

    Тем временем островные власти успокаивают сахалинцев. По словам замминистра транспорта, связи и дорожного строительства области Сергея Ларионова, нефтебазы Сахалина "располагают запасом горюче-смазочных материалов, достаточным для потребителей более чем на полмесяца. Кроме того, немалые объемы горючего имеются на складах города Находки и готовы к отправке на Сахалин".

    Как сообщили "РГ" в УФАС по Приморскому краю, нефтяные компании, работающие в этом регионе Дальнего Востока, располагают месячным запасом топлива.

    - Это нормальная ситуация, - заверил заместитель руководителя регионального управления ФАС Виктор Трякин. Он отметил также, что автолюбителям не стоит опасаться повышений стоимости топлива бензинов самых востребованных в крае марок, 92-го и 95-го. По крайней мере, в ближайшее время.

    - Компания сообщила, что понимает, насколько социальным значимым "продуктом" является это топливо в крае, где 90 процентов машин японские, которые рекомендовано заправлять таким бензином, - говорит Трякин.

    Впрочем, повышение стоимости невостребованного АИ-80 и топлива "для богатых", АИ-98, в крае уже случилось. В минувшую пятницу его цена поднялась на 50 копеек, что в обоих случаях составило менее двух процентов.

    - Так как это не главные виды бензина, а цена поднялась только на 2 процента, а не на 5, проверка по этому случаю проводиться не будет, - сказал Виктор Трякин.

    Ростовская область

    В Ростовской области, по словам начальника управления сбыта нефтяной компании Сергея Шикина, автомобильное топливо реализуется приблизительно в тех же объемах, которые и были запланированы, АЗС работают безо всяких ограничений. Еще 23 апреля имел место небольшой скачок цен на все виды топлива для машин, но он не стал для автовладельцев ни сюрпризом, ни поводом запасаться бензином. Ограничение объемов отпуска топлива за границу на крупные нефтяные компании не повлияло, по крайней мере, на уровне их региональных представительств.

    В Карачаево-Черкесии, где наблюдались перебои в поставках бензина, удалось справиться с ситуацией, и сегодня АЗС работают в обычном режиме. Однако главную роль в стабилизации сыграло не столько ограничение экспорта, сколько работа антимонопольной службы. Как сообщил специалист отдела защиты конкуренции и контроля органов власти регионального УФАС Солтан Кумратов, сейчас антимонопольщики выясняют условия реализации нефтепродуктов в розничной сети, наличие запасов нефтепродуктов на нефтебазе, а также причины дефицита нефтепродуктов на автозаправочных станциях за последние два месяца.

    По словам заместителя руководителя УФАС по КЧР Каира Бабаева, в республике в конце апреля не было бензина на автозаправочных станциях "Роснефти", но теперь поставки наладились. Ежедневный мониторинг цен на розничном рынке показал также рост цен на нефтепродукты: за две недели цены в среднем выросли на полтора-два рубля.

    Сейчас цена за литр топлива АИ-92 составляет от 24,09 рубля до 25,99 рубля, АИ-95 - от 25,4 до 26, 99 рубля.

    Калмыкия

    Заметили подорожание топлива и в Калмыкии. В праздничные дни на АЗС республики цена на бензин выросла еще на 10 копеек. По словам специалиста республиканского УФАС Санжи Оваева, уже 30 апреля бензин подорожал на заправках "Лукойла", а за ними потихоньку стали менять ценники и другие хозяйствующие субъекты.

    Сейчас литр АИ-82 в Калмыкии в среднем стоит 22,7 рубля, АИ-92 - 23,5 рубля, АИ-95 - 26 рублей и дизтопливо - 23,2 рубля.

    Красноярск

    В течение предпраздничной недели бензин в Красноярском края подорожал дважды.

    Сначала цена самой ходовой марки АИ-92 на большинстве автозаправочных станций краевого центра выросла на рубль и составила 23 рубля 90 копеек. Остальные виды топлива не подорожали. Литр АИ-80 стоил 21 рубль, АИ-95 - 25 рублей, АИ-98 - 26 рублей, дизельного топлива - 22 рубля 80 копеек. Однако уже в четверг 28 апреля на многих АЗС стоимость 92-го подскочила в среднем до 25 рублей, а 95-й и 98-й подорожали соответственно до 26 и 27 рублей за литр. Незначительно - в среднем до 22-23 рублей подорожали АИ-80 и дизельное топливо. Тенденция осталась неизменной и в первые майские дни. При этом разброс цен на автозаправочных станциях в Красноярске и пригородах иногда довольно ощутим: на одних АЗС продают АИ-92 по цене ниже 24 рублей, на других они уже подскочили выше 25. А в Ачинске владелец одной автозаправки поднял стоимость самой ходовой марки до 30 рублей, но, правда, при этом остался без клиентов.

    Дефицита топлива не наблюдается, очередей у бензоколонок нет, хотя владельцы магазинов автозапчастей уверяют, что в последние дни самым ходовым товаром стали канистры. Аналитики сходятся на том, что одной из основных причин "двухступенчатого" скачка цен стал общий ажиотаж на рынке. По словам, заместителя руководителя регионального УФАС Олега Харченко, первыми на него отреагировали небольшие сети АЗС, в то время как крупные игроки могли себе позволить продавать горючее по сравнительно низким ценам. Однако в целом прогнозы неутешительные - бензин будет дорожать. Как сообщил один из трейдеров, на топливных биржах ощущается серьезный дефицит. Кроме того, в ближайшие дни встанет на профилактику Ачинский нефтеперерабатывающий завод - один из основных поставщиков топлива на рынок края. Так же Олег Харченко утверждает, что регион ожидает серьезный дефицит дизельного топлива.

    - Это связано с тем, что практически весь объем дизтоплива, который производится Ачинским НПЗ реализуется на внешний рынок, - сказал он. - То же происходит по всем нефтекомбинатам СФО.
    Вместе с тем заместитель руководителя краевого УФАС считает, что до ограничения продаж бензина дело не дойдет.

    Поделиться