Россия считает Каспий уникальным внутриконтинентальным водоемом и "выступает против раздела его акватории на национальные секторы".
Пока сохраняется неопределенность правового статуса Каспийского моря. Эту важную тему затронул на заседании Морской коллегии в Астрахани ее председатель вице-премьер Сергей Иванов.
При этом отдельные виды ресурсов, в том числе и биоресурсы, являются неделимыми и требуют координации действий по их сохранению со стороны всех прикаспийских государств. Так же, как и обеспечение безопасности мореплавания и хозяйственной деятельности, особенно в сфере предотвращения и ликвидации последствий аварийных ситуаций при нефтедобыче.
Пока попытки заключения пятисторонних соглашений не увенчались успехом, констатировал Сергей Иванов. Деятельность по освоению углеводородных месторождений на шельфе Каспийского моря составляет мощную экономическую подоплеку развития всего региона. По оценкам Минприроды России, только разведанные запасы составляют по нефти - 2,9 миллиарда тонн, по природному и нефтяному газу - свыше 3,1 триллиона кубических метров.
Сегодня на российской части дна Каспия открыто 10 новых месторождений, которые могут обеспечить ежегодную добычу около 40 миллионов тонн нефти. Иванов пообещал, что добыча нефти и газа на российском шельфе Каспийского моря будет производиться исключительно по технологии нулевого сброса в акваторию. Он отметил, что был на буровых платформах и видел, что вся техническая жидкость не сливается в воду, а помещается в контейнеры и вывозится на берег, где утилизируется.
Такой метод работы называется технологией нулевого сброса. Вице-премьер напомнил, что запасы углеводородов в российской части шельфа Каспия оцениваются в 100-150 миллионов тонн нефти и 530 миллиардов кубометров газа. Разведанные запасы всего шельфа Каспийского моря составляют 2,95 миллиардов тонн нефти и 3,1 триллионов кубометров газа.
Что касается вопросов судоходства, то правительство планирует в конце мая рассмотреть законопроект о поддержке отечественного судостроения, сообщил вице-премьер. Не секрет, что многие компании заказывают суда в других странах, там же встают на ремонт. Все это не способствует развитию нашего судостроения и чтобы спасти его уже долгое время законодатели, чиновники и эксперты обсуждают законопроект о судостроении.
Иванов выразил надежду, что этот долгожданный документ, предусматривающий ряд мер по субсидированию развития отрасли все же поступить в правительство до лета. В нем предполагается бюджетное субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым на строительство судов и другие льготы, способствующие развитию судостроения в России.
"Это экономические меры, направленные на то, чтобы нашим судовладельцам было выгодно строить суда на отечественных верфях", - сказал вице-премьер.
Кроме того, на Морской коллегии обсудили вопрос о комплексном решении проблемы судоходности Волги и перспективах развития международного транспортного коридора "Север- Юг".
По словам губернатора Астраханской области Александра Жилкина, общий грузооборот каспийских портов за весь прошлый год составил около 54 миллионов тонн. Доля России в нем - всего 11 миллионов тонн, то есть не более 20 процентов.
Замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что спустя десять лет после начала активного продвижения международного транспортного коридора "Север - Юг" "потенциал коридора реализован минимально".
По мнению Виктора Олерского, основные преимущества коридора - скорость и стоимость доставки - нивелируются слишком долгим процессом прохождения всех таможенных процедур и отсутствием гибкости тарифной политики из-за имеющей место дискриминации российских судов в некоторых иностранных портах и из-за несовершенства транспортной инфраструктуры портов российских.
Виктор Олерский и Александр Жилкин были едины во мнении, что для максимальной реализации потенциала транспортного коридора "Север - Юг", инициатором создания которого выступила в свое время Россия, необходимо активизировать развитие порта Оля, сделать его основным российском портом на каспийских транзитных путях.
Исходя из динамики перевалки грузов в конкурирующих портах, только развитие порта Оля позволит остановить наметившееся вытеснение России из каспийских морских перевозок, подчеркнул губернатор. Чтобы нас не выдавили с каспийского направления, необходимо кратно активизировать здесь усилия.
Сегодня Казахстан, Иран и Азербайджан занимаются модернизацией своих портов и портовой инфраструктуры, чтобы увеличить грузооборот на 15-20 процентов и стать еще более конкурентоспособными.
По расчетам Минтранса и правительства Астраханской области завершение к 2014-2015 годам строительства второго грузового района порта Оля в рамках федеральных целевых программ "Развитие транспортной системы России" и "Юг России" даст возможность России перехватить инициативу на каспийском транзите.
Объем капитальных вложений в это строительство составил 17,5 миллиарда рублей, всего же планируется вложить в модернизацию по запланированным инвестиционным проектам 33,5 миллиарда. Из них только 4 миллиарда - средства федерального бюджета, то есть на один рубль федерального бюджета приходится семь рублей частных средств, что подтверждает высокий интерес инвесторов к этому направлению.