В ближайшие десять лет на юге России будет реализован ряд инвестпроектов в области транспорта, которые позволят значительно нарастить грузопотоки и увеличить пропускную способность речных и морских портов ЮФО.
Сегодня только через ростовский транспортный узел следуют 36,7 миллиона тонн грузов в год. Ожидается, что к началу следующего десятилетия этот показатель возрастет втрое. Рост грузопотоков ожидается в первую очередь между странами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Минувший год продемонстрировал рост грузооборота между странами СНГ на 4,5 процента, что выразилось в наращивании потоков всеми видами транспорта до 9,9 миллиона тонн.
Как сообщил на заседании в Ростове заместитель министра транспорта России Николай Асаулин, рост отмечен в перевозках с Белоруссией (на 3,8 процента), Украиной (2,8), Казахстаном (1,8). В текущем году ожидается увеличение этих показателей, так как с 1 апреля 2011 года отменен досмотр грузов на границах стран, входящих в Таможенный союз.
Кроме того, Казахстан намерен увеличить поставки углеводородов в Европу через Азово-Черноморский бассейн со своего крупнейшего Кашаганского нефтегазового месторождения, запасы которого составляют 38 миллиардов баррелей. По этой же транспортной системе на Запад пойдут и углеводороды, добыча которых в прошлом году началась в российском секторе Северного Каспия. До 2020 года в строй должны быть введены сразу три каспийских месторождения.
Рост транзитных грузопотоков обусловлен также серьезными инвестпрограммами по расширению пропускной способности портов Новороссийска, Туапсе, Тамани, Темрюка, Махачкалы, Ростова, Таганрога, а также усилиями железнодорожников по расшивке узких мест на припортовых станциях региона.
- Транспорт занимает до 10 процентов валового регионального продукта ЮФО и имеет серьезные перспективы развития, - считает заместитель полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Жуков.
Согласно стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2020 года, в регионе запланировано строительство аэропорта (хаба) под Ростовом, расширение припортовых железнодорожных станций Азово-Черноморского бассейна, реконструкция трассы М4 "Дон", мостов в Ростове и Волгограде, строительство судоходного канала из Каспийского в Черное море, грузового района в порту Тамань, расширение до вторых путей железнодорожного сообщения на Черноморском побережье.
Резко вырос пассажиропоток в аэропортах Южного федерального округа. За прошлый год воздушные гавани региона обслужили около 3,5 миллиона пассажиров, перевезли свыше 7,2 тысячи тон грузов и 850 тонн почты.