04.05.2011 23:20
    Поделиться

    Мария Городова: В трагедии Эдема - первопричина всех последующих катастроф

    Грехопадение легло пропастью между мужчиной и женщиной

    Статья "Потерянный рай" ("РГ-Неделя N 5468) и письмо за подписью "Хрюн Маржовый" вызвали бурное обсуждение, в том числе в Интернете.

    Привожу только небольшой фрагмент:

    "Ржунимагу! Упалпацтол! Хрюн кросавчег!"

    "Хрюн жжот! Мидаль за атвагу! А журналистка по ходу вааще в нашу шамбалу не фтыкаецца. Жду, чё она теперь излагать станет".

    "Вадим, а ты не жди, ты сам напиши. Типа, "простите, што отнимаю у Вас Ваше драгоценное время, вмешиваюсь в дискуссию с Хрюном Маржовым, касаемо грехопадения Адама и Евы и всё такое. Тока меня нипадеццки плющит следущий вапрос. Я понимаю, што он отходит как бы на фторой план после уничтожения Бен Ладана, роста пошлин на экспорт бензина и очередного пажара в доме престарелых, но уж больно мучает.

    Зачем было богу, если он всезнающий и любящий, создавать людей, помещать их в рай, запрещая есть фрухты от дерева познания, а кагда свободный дух человека, жаждущий знаний и есчо нескованный ЕГЭ, плод умял, выгонять его куда падальше, штоб страдал и корчился.Зачем всесильный и всезнающий все это представление устроил? И где Вы тут увидели хваленую божью любовь, милосердие, справедливость?.." Напиши и остынь. Посмотрим, что она теперь ответит. Только культурно пиши, а то я тебя, примата краснорожего, знаю, начни вежливо: "Драсьте Вам!" или хотя бы "Халоу, Долли!"

    (Орфография авторов переписки)

    Трагедия в раю

    И я Вас приветствую, Венцы творения! Прелесть Интернета в доступности информации. И в этом же ловушка: может показаться, что для того, чтобы разобраться в любом вопросе, достаточно прочитать статью из Википедии. Губительное заблуждение. Но сегодня мы не про Интернет, сегодня про заблуждения. Заблуждения, связанные с историей грехопадения.

    И в правду, пора приступать к детальному расследованию того, что же именно произошло между первыми людьми, Богом и змием в саду под названием Эдем. Разобравшись в чем суть трагедии, разразившейся в райской долине между реками Тигр и Евфрат на заре человечества, мы сможем объяснить многое: и тайну природы самого человека, то есть нашу с вами тайну, и причины коллизий в отношениях между мужчиной и женщиной, и истоки глобальной катастрофы, произошедшей со всем тварным миром. Мы сможем приоткрыть завесу над судьбами вселенной и, наконец, осознать всю глубину любви Бога к Своему высшему созданию - человеку. Здесь, в истории грехопадения, ответы на все вопросы - начиная с тех, что возникают в процессе жизни каждой личности, заканчивая теми, что таятся в сердцевине мироздания. Здесь, в трагедии Эдема, первопричина всех последующих трагедий. И интимно-частных: "Любовь, зачем ты мучаешь меня?", и глобальных - войны, голод, болезни, землетрясения...

    День как век

    Итак, помолившись, приступим. Обещаю, это будет увлекательное расследование. На шестой день творения мира, после создания Богом "зверей земных", как сказано в Книге Бытия, Господь приступил к сотворению человека. Чтобы избежать кривотолков, поясню сразу, что древнееврейское слово "иом" можно перевести не только как "день", но и как огромный промежуток времени, отрезок вечности.

    В Библии не однажды повторяется, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день. Наш мир, как известно, был сотворен за шесть таких дней, человек - венец творения, создан последним, в день шестой. С тех пор по сию минуту продолжается седьмой день мира. Восьмой же, как учат Святые отцы Церкви, наступит по воскресении мертвых и будет днем вечной будущей жизни.

    Святой Иоанн Дамаскин так описывал хронологию творения мира: "Считается семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей. Ибо хотя есть частное скончание - смерть каждого; но и есть общее совершенное скончание, когда будет общее воскресение людей. А осьмый век - будущий". Как видим, в седьмой день человеку предстоит пережить неординарные события. В понимании того, что же должно произойти в этот седьмой день, и содержится ответ на вопрос "Зачем Бог сотворил человека?" Но об этом позже, а сейчас вернемся к акту творения. Это было событие во всех смыслах исключительное.

    Адам без имени

    Творение человека описывается в Книге Бытия так: "И сказал Бог: сотворим человека по обра зу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владыче с т ву ют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре смыка ю щимися по земле" (Быт. 1.26).

    И тут, для точного понимания происходившего, нам следует прибегнуть к помощи святых отцов, переводчиков и богословов - самостийное изучение Библии, как мы говорили в прошлый раз, чревато опасными заблуждениями.

    Начало фразы "И сказал Бог...", богословы толкуют как некий Божественный, Предвечный, то есть происходящий до времени, Совет- по сути это замысел Бога о сотворенном им мире. Читаем дальше: "... сотворим человека". И здесь нас поджидает сюрприз. В еврейском тексте на месте слова "человек" стоит слово "adam". Если "adam" употребляется без артикля, то это вовсе не собственное имя первого человека, а просто "человек как таковой", причем применительно как к мужчине, так и к женщине. И используется это слово здесь в единственном числе, что, по мнению богословов, оттеняет истину единства всего человеческого рода - эта мысль нам еще пригодится, запомним ее.

    Клеймо на глине?

    Следующий, крайне важный момент: "сотворим человека по образу и подобию нашему". Сравним это с тем, как описывается творение Господом животных: "И сказал Бог: да про изведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их" (Быт. 1. 24-25).

    Смотрите, творение человека принципиально отличается от творения животных, здесь речь идет о существе, которое несет в себе образ Божий. Господь сразу отличает человека от прочей твари как Свой образ в тварном мире - то есть Свое явление. Свое непосредственное отображение. Поэтому и не удивительно, что человеку вручается господство над животными и над всей землею.

    Следующий стих говорит уже о непосредственно творении. "И сотворил Бог человека по обра зу Своему, по обра зу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1. 27). И если предыдущий стих трактуется богословами как творческое волеизъявление Создателя, некий Божественный, Предвечный Совет, на котором принято решение сотворить человека "по образу и подобию" Божьему, то при описании самого акта создания человека - обратите внимание! - это "подобие Божье" исчезает.

    Нет в описании акта творения такой фразы - "подобие Божье". Задумаемся, почему? Да потому что "образ Божий" человеку дан, заложен, а вот к "подобию Божьему" человек призван стремиться. Получается, что человеку сразу же, в самом акте творения даруются и творческое начало - в смысле призванности реализовывать себя как подобие Божье, и свобода. Потому что обожение можно ставить себе как цель, а можно и нет.

    Но что конкретно включает в себя понятие "образ Божий"? Очевидно, это то, что отличает нас от животных: бессмертие, свобода воли, разумность. Причем образ Божий в человеке - это не безличный отпечаток в нас Божественного начала, не клеймо на куске глины, нет. Образ Божий - это сокровенная, Богосозданная основа нашей духовной личности, которая проявляется такими свойствами человека, как способность к мысли, способность к речи, способность к творчеству, личностная основа бытия, наличие воли, тяга к добру, способность любить. И эта Богосозданная основа - "образ Божий в человеке" - требует свободной реализации, обожения. Запомним это.

    Плодитесь

    и размножайтесь

    Идем дальше. Сотворив человека по образу своему, а дальше уточнение - "сотворив мужчину и женщину", Господь благословляет их и говорит: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...". Так Господом была дана первая заповедь человеку. Первая - обратите внимание! Почему-то именно с этой заповедью и связано множество заблуждений.

    Кто-то не видит ее в упор, наверное, чтобы иметь удовольствие с пеной у рта доказывать: "в раю Адаму и Еве были запрещены любовные утехи, не сдержавшись, съев яблоко, они согрешили - совершили грех, за что их из сада наслаждений и погнали. С тех пор церковь выступает против половых отношений между мужчиной и женщиной, которые и есть грех". Как видим, ничего общего с действительностью эти заблуждения не имеют.

    А кто-то читает стих 27-й вообще как новость о том, что первый человек был гермафродитом. Полет фантазии и в этом случае изумляет: строгая точность 27-го стиха просто фиксирует единство человечества - мужчин и женщин, что, кстати, всячески доказывается наукой, в том числе эндокринологией, биохимией, генетикой. Сейчас нам все это не в диковинку, но в дремнем мире, во времена, когда пророк Моисей записывал боговдохновенные строчки Книги Бытия, эта информация могла звучать как откровение.

    Со спекуляциями, преувеличивающими роль половых проблем в жизни первых людей, мы еще столкнемся, поэтому нам еще придется о них говорить. Но сейчас мы вплотную подошли к одному действительно загадочному месту Библии. А именно к вопросу, почему Библия описывает творение человека дважды. Библия, Книга Книг, в которой, как мы уже убедились, нет ничего случайного.

    Продолжение следует

    Адрес для писем: ул.Правды, д.24, Москва, 125993, редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru

    Поделиться