04.05.2011 23:24
    Поделиться

    Заслуженный штурман СССР: Случай в Чкаловском - типичный пример выпуска в полет самолета без оценки состояния его систем

    За чье разгильдяйство расплатились своим мужеством чкаловские летчики?

    Комиссия Главного штаба ВВС и военная прокуратура Балашихинского гарнизона разбираются с неприятным инцидентом на подмосковной авиабазе Чкаловский.

    Эксперты по безопасности полетов и следователи ищут ответ на главный вопрос: почему 29 апреля на транспортном самолете Ту-154Б-2 отказало управление?

    Случилось это практически сразу после отрыва машины от полосы. Одному богу известно, каким чудом экипаж умудрился посадить ее на аэродроме.

    Снятые камерой мобильного телефона и выложенные в Интернете кадры злополучного вылета уже стали предметом детального изучения специалистов. Если не знать, в каких условиях они получены, легко подумать - эта съемка с какого-то авиашоу.

    Вот Ту-154 валится с одного крыла на другое. Вот самолет задирает нос, а спустя мгновение стремительно несется к земле. Первый заход на полосу неудачный, экипаж уводит машину на новый круг. Наконец, "Туполев" касается колесами шасси бетонки, и сбежавшиеся к кромке летного поля офицеры облегченно вздыхают, хлопают в ладони.

    По некоторым данным, до вылета в Самару военно-транспортный Ту-154 целых десять лет не поднимался в воздух

    - Прекратив полетное задание, экипаж благодаря высокому профессионализму и высочайшему мастерству посадил со второй попытки самолет на взлетно-посадочную полосу аэродрома Чкаловский, избежав жертв среди военнослужащих и местного населения. Члены экипажа травм не получили. Воздушное судно технических повреждений не имеет, - заявила позже официальный представитель Московской городской военной прокуратуры Светлана Устинова.

    Спору нет, в нештатной ситуации летчики действовали исключительно грамотно. Но, похоже, это тот случай, когда мужество одних людей было проявлено в результате халатности других. Ведь самолет на земле обслуживали, специалисты расписывались в журнале его подготовки, брали на себя ответственность за работоспособность систем и механизмов транспортника.

    Он, между прочим, требовал к себе повышенного внимания. Дело в том, что машина очень долгое время, по некоторым данным 10 лет, не поднималась в воздух. Что именно стопорило ее эксплуатацию, военные не говорят. Однако факт остается фактом - под списание Ту-154, скорее всего, не попадал. Иначе его не решили бы перегнать на авиаремонтный завод в Самару.

    Подготовка техники к перелету после длительной стоянки жестко регламентирована приказами и наставлениями. Прежде всего состояние машины тщательно изучают. Делается это, как правило, в технико-эксплуатационной части авиабазы - там для этого есть необходимая контрольно-проверочная аппаратура. Причем все замеры должны производить не штатные техники самолета, а "узкие" профи - специалисты ТЭЧ по радиоэлектронному оборудованию, двигателю, управлению, средствам аварийного покидания и так далее. Их работу положено на каждом этапе контролировать инженерам ВВС.

    В отдельных случаях машину даже ставят на специальные опоры и в таком виде проверяют, как на ней выпускаются и убираются шасси. Ну, а заключительным этапом становится так называемый прогон двигателей (на Ту-154 их три), движение по рулежке и, наконец, разбег по полосе, имитирующий взлет самолета.

    У пилотов-испытателей последний элемент иногда дополняется кратковременным - на 3-4 секунды - отрывом машины от ВПП и возвращением ее на бетонку.

    Что из этого списка было выполнено на чкаловском Ту-154, а что упущено, эксперты и прокуроры обязательно выяснят. Обвинять кого-то в халатности без их выводов нельзя. Однако кое-какие соображения о причинах неудачного вылета специалисты уже высказывают.

    Например, они обратили внимание, что за все время нахождения в воздухе пилоты так и не убирали на машине шасси. Это может свидетельствовать либо об их неисправности, либо о преднамеренном отказе летчиков от операции. Один из экспертов объяснил корреспонденту "РГ", что эксплуатация Ту-154 в таком режиме в общем-то допускается. Однако пока неизвестно, был ли предписан такой режим чкаловскому борту.

    Так что же могло случиться с самолетом? По мнению заслуженного штурмана СССР Валентина Долина, инцидент, скорее всего, связан с отказом рулевого управления машины.

    - Рули поворота, высоты, элероны на Ту-154 приводятся в действие гидросистемами. А их работа, в свою очередь, связана с электропитанием. Поэтому когда на машине вырубается управление, причину надо искать либо в гидравлике, либо в электрике, - считает Долин. - Возможно, в одной или обеих гидросистемах самолета случилась протечка или что-то коротнуло в электропроводке.

    А еще эксперт практически уверен, что тут дело не обошлось без так называемого человеческого фактора.

    - Случай в Чкаловском - типичный пример выпуска в полет самолета без оценки реального состояния его систем и механизмов, - сказал Долин. - Вспомните, как долго готовили примерно такой же Ту-154 после вынужденной посадки на аэродром в поселке Ижма. На это ушло несколько месяцев. Честно говоря, я не уверен, что после десятилетней стоянки военного борта к его обслуживанию на авиабазе в Чкаловском отнеслись столь же тщательно.

    Повторимся, до выводов комиссии Главного штаба ВВС и военной прокуратуры утверждать, что виновником воздушного инцидента стал кто-то из наземного персонала подмосковной части, нельзя. Но и списать громкое ЧП на счет "естественного" отказа техники у военных теперь тоже , скорее всего, не получится.

    Поделиться