04.05.2011 23:50
    Поделиться

    Владимир Лукин: В стране практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов

    В российских городах создается комфортная среда для инвалидов

    Почти 50 миллиардов рублей выделено на масштабный государственный проект, призванный сделать наши города доступными инвалиду.

    Человеку с ограниченными возможностями должно быть так же удобно передвигаться по улицам, как и любому другому. Кроме того, разрабатывается законопроект, призванный повысить социальную защиту инвалидов до международных стандартов. Освидетельствовать инвалидов тоже планируется по международным стандартам. Подробности новых социальных инициатив сообщил "РГ" Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

    Российская газета: Реально ли превратить наши города в зону свободного доступа людей, кто ограничен в своих физических возможностях? Проблема настолько запущена, что, кажется, никаких миллиардов не хватит...

    Владимир Лукин: Понятно, что в рамках реализации программы "Доступная среда" в течение ряда лет нужно разворачивать полномасштабные меры. Это потребует, возможно, и дополнительных расходов.

    РГ: Кстати, на какой срок рассчитана программа?

    Лукин: Программа будет реализовываться 5 лет в два этапа: 2011-2012 и 2013-2015 годы. Напомню, она была утверждена президентом страны в марте текущего года. Предусмотрено, что финансирование мероприятий второго этапа в пределах лимитных бюджетных обязательств будет уточняться после анализа итогов первого этапа программы.

    РГ: Кроме денег нужно ли что-то еще? Или одних денег будет достаточно?

    Лукин: Опыт показывает, что одними денежными вливаниями задача создания универсальной безбарьерной среды для инвалидов не может быть решена.

    Важно, обеспечивая интеграцию инвалидов с обществом, сделать все возможное для устранения социальной разобщенности инвалидов и граждан, таковыми не являющимися. Без изменения правосознания тех и других эту задачу не осилить.

    РГ: Сколько всего в России сегодня инвалидов?

    Лукин: Немногим более 13 миллионов человек, что составляет 9 процентов населения России.

    РГ: Цифра поражает: из 11 человек, получается, один - инвалид?

    Лукин: По данным Минздравсоцразвития России, к первой, наиболее тяжелой, группе инвалидности относится 1,9 миллиона человек. Ко второй группе инвалидности - около 7 миллионов. И третья группа инвалидности установлена 3,7 миллиона человек. Около 545 тысяч детей и подростков до 18 лет имеют статус детей-инвалидов.

    Последние годы общая численность инвалидов в России остается примерно на одном и том же уровне.

    РГ: Не будем спрашивать, часто ли жалуются вам инвалиды: ответ понятен. Скажите лучше: на что они жалуются?

    Лукин: Проблемы у инвалидов разные, как соответственно и жалобы, с которыми обращаются ко мне. Это вопросы трудоустройства, повышения размера социальной пенсии по инвалидности, обеспечения лекарствами, протезно-ортопетидеческими изделиями, беспрепятственного доступа инвалидов к информации и услугам, правосудию, объектам социальной и транспортной инфраструктуры.

    В России почти 6 миллионов трудоспособных инвалидов, однако получить работу смогли не более 15 процентов из них

    РГ: Но какие-то жалобы выделяются? Есть какие-нибудь тенденции?

    Лукин: Растет число жалоб на процедуру и качество освидетельствования при медико-социальной экспертизе. Ежегодно проходят освидетельствование 4 миллиона человек, из них около 1 миллиона впервые признаются инвалидами. При этом каждое десятое решение бюро медико-социальной экспертизы из тех, что не удовлетворили граждан и были обжалованы, отменяется или пересматривается.

    РГ: В чем причина?

    Лукин: Процедуры установления инвалидности, переосвидетельствования, получения индивидуальной программы реабилитации в федеральных государственных учреждениях МСЭ являются сложными и длительными.

    РГ: Это старая проблема. Что-то можно изменить? Или бюрократические подходы всесильны?

    Лукин: Минздравсоцразвития совместно с заинтересованными ведомствами разработана концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Она одобрена правительством страны. Уполномоченным по правам человека были представлены предложения по дополнению проекта указанной концепции, которые получили поддержку.

    РГ: В частности, что предусматривается?

    Лукин: Планируется постепенный переход на новые классификации и критерии медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, формирования удобных для инвалидов форм организации этой работы.

    РГ: Может быть, стоит отдельно закрепить в законодательстве право инвалидов на труд, образование, а также право передвижения по нашим городам без барьеров?

    Лукин: В целом законодательство России соответствует базовым международным правовым актам в области прав инвалидов. В последние годы реализуются федеральные целевые программы поддержки инвалидов, принимаются меры по интеграции инвалидов в общество. В целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов создан совет по делам инвалидов при президенте России.

    РГ: Все же пока мы только в начале пути.

    Лукин: Да. В стране практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями. Даже в благополучной Москве она приспособлена к нуждам инвалидов, хорошо, если процентов на 50. Ни в одном городе России нет системы доступного общественного транспорта для инвалидов.

    РГ: Как же добиться соблюдения прав инвалидов?

    Лукин: Международная конвенция о правах инвалидов, которую Россия подписала в 2008 году, но пока не ратифицировала, недвусмысленно утверждает, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние общества, которое создает барьеры для реализации прав и свобод людей с нарушением здоровья. Необходимо разрушить, снести эти барьеры.

    РГ: Перефразируя классика, можно сказать, что часто эти барьеры прежде всего в головах - головах здоровых людей.

    Лукин: Инвалиды в России нуждаются в гораздо большем внимании, моральной и материальной поддержке со стороны государства и общества, чем они получают в настоящее время. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит, удастся ли в полной мере создать условия для обеспечения равноправного участия инвалидов во всех сферах жизни общества.

    Поделиться