04.05.2011 23:01
    Поделиться

    Валерий Гергиев представил в Екатеринбурге оперу Берлиоза "Троянцы"

    X Пасхальный фестиваль третий раз за свою историю побывал в Екатеринбурге, как и в прошлый приезд, не обошлось без сюрпризов.

    На единственный концерт оркестра Мариинского театра, несмотря на необъявленную программу, уже раскупались билеты, когда Валерий Гергиев сообщил, что хотел бы исполнять оперу Берлиоза "Троянцы". Громадная оперная махина, идущая в театре более пяти часов, добавляла организационных проблем, но в Свердловской филармонии идеей загорелись. В итоге Екатеринбург вслед за столицами Нью-Йорком и Токио услышал эту музыку в исполнении мариинцев. И концерт был не один, а целых два: дневной и вечерний поделили части оперной дилогии "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене". А благодаря уникальному проекту Свердловской филармонии под названием "Виртуальный зал" к екатеринбургской публике присоединились меломаны из 11 уральских городов и поселков, таких, как Тугулым и Кушва, Верхняя Салда и Серов. Для их филармонических собраний концерт транслировался в режиме on-line через Интернет.

    Жанр Opera concertato имеет несомненную привлекательность: интересно вслушиваться в подробности партитуры и максимально включать воображение. То, что подчас теряется в многофигурном пространстве спектакля, в концертном зале выходит на первый план: собственно музыкальная концепция, авторское послание. В случае с "Троянцами" это справедливо вдвойне. Футуристическая космогония каталонской театральной группы "Ла Фура дель Баус" на сцене Мариинки вызвала и шок, и жгучий интерес. Но все оппоненты сойдутся во мнении, что крупно-масштабное шоу, изобилующее спецэффектами, отодвигает Берлиоза в тень. А ведь "Троянцы" - своего рода французский ответ вагнеровским мистериям - по замыслу автора претендовали на статус главной национальной оперы: античный сюжет с классическим конфликтом любви и долга, романтическое благородство и пафос музыки, изумительное разнообразие оркестрового письма. С галантностью истинного француза Берлиоз ставит в центр происходящего не столько главного героя, Энея, сколько женщину, вернее двух - Кассандру и Дидону, чьи гибельные судьбы крепко спаяны с историями Трои и Карфагена, разрушенных по воле богов.

    Громадная партитура Берлиоза для двух десятков солистов, большого хора и оркестра не просто освоена с перфекционизмом, свойственным Гергиеву и его коллективу, но получила мощную интерпретацию. Главная проблема заключалась в необходимости найти нужный эквивалент звукового объема, акустическую соразмерность екатеринбургскому филармоническому залу, небольшому по своим размерам. Для Гергиева конкретно это означало укротить свой темперамент, дать певцам возможность не конкурировать с оркестром, а звучать в полной гармонии с ним. И если первая часть дилогии еще носила следы "притирки", то вторая, более динамичная, прошла на одном дыхании.

    Переполненный екатеринбургский зал завороженно внимал новой музыке. О своем особом отношении к столице Урала Гергиев говорил не раз. Именно в этом городе, тогда еще Свердловске, 35 лет назад начиналась его профессиональная карьера. В 1976 году студент-дирижер провел 19 концертов за пультом Симфонического оркестра Свердловской филармонии - ныне Уральского филармонического. И вот спустя годы Гергиев вновь собирается продирижировать УАФО, но уже в Петербурге. Осенью этого года состоится их 20-й совместный концерт, который откроет собственный абонемент уральского оркестра в Мариинском театре. В день екатеринбургского концерта Валерий Гергиев и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский подписали соглашение о сотрудничестве.

    Поделиться