04.05.2011 23:35
    Поделиться

    Белорусы готовы поделиться с Россией опытом борьбы с лесными пожарами

    На днях ваш корреспондент стал свидетелем лесного пожара. Горела огромная поляна, окруженная лесом. Сухая трава полыхнула, будто порох, хотя кое-где еще виднелись островки не стаявшего снега. Однако порадовали пожарные, сработавшие настолько оперативно, что огонь был потушен едва ли не за час. Еще бы! Ведь горело в каких-то 30 километрах от МКАД и в пяти километрах от Пушкина...

    Центральная Россия напряглась в предчувствии повторения прошлогоднего летнего кошмара. А прогнозы, увы, неутешительные. Едва сошел последний снег, а в России площади лесных пожаров измеряются не десятками - сотнями гектаров! Президент Дмитрий Медведев собирает экстренное совещание правительства и заявляет: "Вспыхнем все, как сено!" Главе государства многое не нравится в докладах федеральных чиновников. "Россия не готова к пожароопасному сезону, - резюмирует президент, - слишком поздно началась профилактика лесных пожаров". В качестве устрашения он грозит министрам "командировками" на торфяники - тушить огонь. Справятся ли?

    Виноватые мы

    Любопытнейшую картину дал опрос простых россиян, проведенный на днях Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом). Чиновники попросили простых граждан выступить в роли оракулов и попытаться ответить на вопрос: что, на их взгляд, станет причиной возникновения лесных пожаров грядущим летом?

    Практически половина опрошенных (49%) предсказали: причиной лесных пожаров станет беспечность их самих - граждан страны. Нетрудно догадаться, что речь идет об участниках "пикников на обочинах".

    23% опрошенных высказались еще конкретнее: леса будут гореть по причине умышленных поджогов. И лишь 11% обвинили в грядущих пожарах природные катаклизмы!

    Интересно, что профессионалы - лесники, пожарные, МЧС - думают, примерно так же. По крайней мере, такой вывод можно было сделать по окончании видео моста Москва - Минск на тему: "Лесные пожары: как предотвратить повторение стихии будущим летом", прошедшего на днях в РИА Новости и собравшего весьма компетентных людей.

    Действительно, почему россияне решили обсудить данную проблему с коллегами из Беларуси? Ответ прост: у наших соседей эффективнее выходит с профилактикой лесных пожаров. Лето-2010 у соседей выдалось не менее жарким, засушливым и пожаро опасным, чем в центральной России, но почему у нас за лето пришлось тушить больше 33 тысяч лесных пожаров, а белорусам - лишь 534. Как говорится, почувствуйте разницу! Комментируя эти цифры, начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев назвал две причины: во-первых, территория Россия больше, а во-вторых, она в отличие от соседей не имеет необходимого количества лесников.

    - В Беларуси, - посетовал чиновник, - один лесник следит за территорией в 600 гектаров, а в российском Забайкалье, которое сейчас горит, один человек на 60 тысяч гектаров площади.

    Можно согласиться, Забайкалье - бескрайний регион, но ведь те несколько областей, восточнее и южнее Москвы, которые интенсивно горели прошлым летом и отравляли столицу, вполне сопоставимы с территорией Беларуси, а следовательно, опыт соседей был бы в нашей стране весьма востребован. А секрет, как видим, простой - один лесник на 600 гектаров леса, а не на 60 тысяч.

    Александр Мариев уверен также, что помимо увеличения количества лесников Россия нуждается в новой технике и - внимание! - в повышении общего культурного уровня населения. Можно было бы заподозрить чиновника в перекладывании груза ответственности на чужие плечи - на тех, кто у нас в стране отвечает за этот самый культурный уровень. Есть ли вообще такие? Но от статистики не уйдешь, и очень печально, что 90 процентов возгораний - это вина простых россиян, неосторожно обращавшихся с огнем в лесу.

    И все же Александр Мариев лукавит: ну, сколько потребуется времени, чтобы поднять этот самый культурный уровень населения? Пять лет, десять, пятнадцать? А леса, увы, горят уже сегодня.

    А может, не сработали предпринятые минувшей осенью и зимой профилактические меры? Напомним: были внесены существенные изменения в Лесной кодекс, Рослесхоз подписал с регионами специальные соглашения о противопожарных мероприятиях, по пунктам были расписаны обязанности и ответственность каждого должностного лица за пожары. Кроме того, в 2011 году из федерального бюджета планируется истратить 5 миллиардов рублей на приобретение необходимой спецтехники.

    Теперь остается надеяться, что грядущим летом ситуация поменяется в лучшую сторону. По крайней мере, руководитель Рослесхоза Виктор Масляков на недавнем заседании в Госдуме такую надежду выразил.

    И все же как быть с белорусским опытом, будет ли он востребован россиянами? С таким вопросом наши корреспонденты обратились к спецам нескольких федеральных структур, включая МЧС. Увы, комментарии получены не были и осталось неясным - востребован ли белорусский опыт? Лишь Виктор Масляков сообщил, что в мае запланировал поездку в Минск, чтобы "лично поговорить с коллегами о проблемах охраны лесного фонда".

    "Месторождение" древесины?

    За комментарием мы обратились к Николаю Шматкову, координатору проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы, который рассказал нам, почему опыт белорусов мог бы быть полезен для России.

    - Увы, с некоторых пор наше государство стало смотреть на лес как на некий природный ресурс, который нужно осваивать. Все бы хорошо, но освоение природных ресурсов подчиняется четкому закону: извлечение максимальной прибыли с минимальными вложениями. К лесу стали подходить как к некоему "месторождению" древесины, аналогичному месторождениям нефти или газа. Государство решило резко снизить затраты на такую добычу в первую очередь за счет сокращения лесной охраны и аппарата управления лесами.

    Белорусы не могли себе этого позволить: маленькая страна, преобладает сельское население и т.д. Они не стали разрушать систему, которая успешно функционировала в СССР, а лишь слегка ее видоизменили, сохранив важнейшие составляющие - лесную охрану, лесников и жизнеспособные сельскохозяйственные предприятия. И еще. В России все лесные работы перевели на контрактную основу, а белорусы сохранили систему госзаказов, оставив в лесу конкретных работников. Вот вам и результат: работы по профилактике пожаров и их тушению ведутся успешнее, чем у нас, и пожаров меньше на порядок.

    Огнетушитель

    готовь осенью

    В лесах Беларуси уже объявлен 3-й класс пожарной опасности.

    - Время показало: правильно, что у нас была сохранена лесная охрана, - говорит первый замминистра лесного хозяйства Беларуси Федор Лисица. - Сегодня ею занимаются более 14 тысяч сотрудников из 36 тысяч работающих в структуре Минлесхоза. 39 процентов от финансирования лесного комплекса тратится именно на охрану и посадку леса. Без человека, постоянно следящего там за порядком, даже самая современная техника малоэффективна. К примеру, при дымке в лесу видео камера не всегда покажет очаг возгорания. Но именно обнаружение его на ранней стадии, локализация огня и тушение помогают избежать тяжелых последствий.

    В Минлесхозе Беларуси говорят: пожароопасный сезон начинается с его окончанием. Уже в ноябре составляются планы на будущий год - мобилизационный, по обустройству минерализованных полос, мест отдыха, информационной работе и план по техническому оснащению противопожарных служб.

    Помогают лесоводам и пользователи земли, прилегающей к лесу. Сегодня более 80 процентов пожаров белорусские лесоводы тушат своими силами, привлекая службы МЧС в самых тяжелых случаях. Но есть особенная проблема - приграничье. Лес - единый организм, не признающий границ. Поэтому, по мнению Федора Лисицы, необходима эффективная система оповещения друг друга.

    В это время

    Сергей Шойгу предложил региональным властям ввести ограничения на посещение леса во время пожароопасного периода.

    Госдума приняла (пока во втором чтении) поправки в Административный кодекс РФ, усиливающие наказание за нарушение правил пожарной безопасности. После их принятия штрафы за безрассудство в лесу существенно возрастут.

    Поделиться