07.05.2011 08:36
    Поделиться

    Топливного кризиса в Сахалинской области нет, но разговоры о нем не утихают

    В ряде районов Якутии цена дизельного топлива подскочила до 43 рублей за литр. На 1,2-3,9 процента повысилась стоимость бензина на заправках Приморья. В число проблемных территорий некоторые СМИ поспешили записать и Сахалин. В ситуации на топливном рынке островного региона разбирался корреспондент "РГ".

    Дефицита не предвидится

    - Объемы наших поставок соответствуют заявленным потребностям региона, - сообщил руководитель островного филиала компании-монополиста на рынке ГСМ - ООО "РН-Востокнефтепродукт" Андрей Меренков.

    По его словам, на 29 апреля запасы ГСМ основной базы компании в Корсакове составляли порядка семи тысяч тонн, что должно хватить на месяц и шесть дней работы АЗС. Кроме того, перевалочная база в Находке также имеет запас горюче-смазочных материалов объемом в пять тысяч тонн, подготовленный к погрузке на танкер и дальнейшей отправке на Сахалин.

    - Таким образом, созданы двухмесячные запасы топлива для Сахалинской области. Поэтому каких-либо предпосылок для дефицита ГСМ на острове мы не видим, - отметил Меренков.

    Запоздавший УФАС

    Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области огласило весьма любопытную информацию. В производстве Сахалинского УФАС находятся три дела в отношении ООО "РН-Востокнефтепродукт" по признакам нарушений федерального закона "О защите конкуренции". Она обвиняется в двух фактах монопольного завышения цен на топливо для мелкооптовой и розничной торговли в октябре-ноябре 2010 года. Также ее подозревают в злоупотреблении доминирующим положением, поскольку на своих АЗС нефтяная компания установила розничную цену на дизельное топливо марки "зимнее" на уровне оптовой. По мнению антимонопольщиков, это ведет к устранению с рынка конкурирующих хозяйствующих субъектов.

    Пока компетентные органы ищут виноватого в очередном топливном скандале, независимые трейдеры напоминают, что такое развитие ситуации они прогнозировали еще в начале 2011 года.

    - 15 февраля я подал в УФАС по Сахалинской области заявление о незаконных действиях топливной компании, доминирующей на рынке. Привел факты, свидетельствующие о том, что установленные ею цены на нефтепродукты экономически не обоснованы, и это ограничивает конкуренцию, - рассказал член некоммерческой организации "Сахалинский топливный союз", предприниматель Анатолий Змачинский.

    - Однако спустя месяц я получил ответ за подписью руководителя УФАС по Сахалинской области. В документе говорилось, что ведомство в настоящий момент не располагает достаточными основаниями, позволяющими сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, в связи с этим срок проверки продлен на два месяца. Надо понимать - делает вывод предприниматель - что, как только проблема с регионального уровня вышла на федеральный, такие основания у антимонопольщиков быстро нашлись.

    Розница дешевле опта

    Как, утверждают в организации "Сахалинский топливный союз", островной регион является единственным субъектом РФ, где розничные цены на топливо регулярно оказываются ниже оптовых.

    - В других регионах ценовая разница между оптом и розницей - минимум полтора рубля. Мои личные наблюдения подтверждаются данными "Российского топливного союза". Нигде нет ситуации, когда компания-монополист продает топливо по одной и той же цене розничным и оптовым покупателям. А уж когда опт становится дороже розницы, это ни в какие ворота не лезет, - заявил Змачинский.

    Его коллега по цеху Вадим Юрачковский уверен, что компания-монополист ведет активную работу по выдавливанию независимых трейдеров с рынка:

    - Считаю, что она нас разоряет. В сложившейся обстановке нам выгодно закрыться и не торговать: отправить людей в отпуск, оставить охрану на АЗС и ждать, пока не поднимется цена на топливо. Но если мы пойдем на такой шаг, то потеряем клиентов. Продавать топливо на приемлемых для нас условиях тоже не можем - его просто никто не купит. А снижение цены - прямой путь к банкротству.

    Как предупреждают участники "Сахалинского топливного союза", если ценовая политика монополиста останется прежней, на острове в любой момент могут закрыться частные АЗС. В некоторых районах области они являются единственными поставщиками топлива населению. Соответственно, нечем будет заправлять автомобили "скорой помощи", прочих экстренных служб.

    Разумеется, власти постараются нивелировать негативные последствия при любом раскладе. Как это было в 2007 году, когда из-за того, что ведущая топливная компания не смогла обеспечить декабрьскую заявку на поставку топлива, область оказалась на грани транспортного коллапса. Но тогда островному региону удалось продержаться до нового завоза во многом благодаря запасам частных трейдеров. В этот раз такого запасного аргумента у руководства области может не найтись.

    Поделиться