Для развития рынка идей в нашей стране надо сформулировать кодекс взаимоотношений внутри "треугольника": бизнес - изобретатель - вуз. Такая мысль родилась на "круглом столе", посвященном проблеме развития рынка инноваций и защиты интеллектуальной собственности, который прошел в Уральском федеральном университете.
Потребность в законодательном оформлении отношений промышленности и науки назрела: сегодня только при УрФУ уже зарегистрировано 30 малых инновационных предприятий (МИП), к 2015 году их количество должно вырасти до 120. Студенты и преподаватели принимают участие в различных конкурсах, организуемых предприятиями, в той или иной форме сотрудничают с бизнесом. Между тем, по словам Сергея Кортова, проректора по инновационной деятельности университета, технология привлечения средств для коммерциализации идей пока не ясна.
- Обычно бизнес рассматривает университет как поставщика кадров или бесплатных идей и недостаточно мотивирован на то, чтобы воспринимать его как равноправного бизнес-партнера, - считает он. - Если мы не научимся поставлять на рынок свои разработки и технологии, то превратимся в кладбище идей, которые не находят практического применения.
Однако на фоне разговоров о создании рынка идей не слышно голосов потенциальных покупателей. Бизнес не изъявляет желания тратить деньги на пусть и перспективные, но не приносящие реальной и быстрой прибыли разработки. Многим предпринимателям понятнее и привычнее другие пути: разместить заказы в профильных (или корпоративных) НИИ, а то и просто "купить" готового специалиста.
- Бизнес не хочет платить за идеи, и это совершенно естественно, - говорит Михаил Черепанов, вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. - Если нет четких законов и правил игры, предприниматели всеми возможными способами будут стараться снизить свои расходы.
Вместе с тем деловые люди в общем-то не отказываются от предлагаемого вузом сотрудничества. Они готовы заказывать технологии, покупать "упакованные" и защищенные законом об интеллектуальной собственности идеи, но только если этот процесс оформлен четкими правилами. Поэтому сегодня главная задача университета - выступить инициатором формирования культуры взаимодействия бизнеса и науки, создания соответствующих законных и подзаконных актов, а также системы контроля их исполнения.
Это мнение разделяет и Виктор Мальцев, заместитель технического директора крупного металлургического холдинга. Однако, по его словам, сама по себе интеллектуальная собственность российским промышленникам не нужна, объектом купли-продажи может стать не идея, а лишь технология "на блюдечке". Единственный путь, который может в перспективе принести прибыль продавцу инновационной разработки, - это создание собственной производственной базы по отработке технологий и изготовлению промышленных образцов.
- В бытность директором отраслевого НИИ мне удалось продать в производство лишь четыре разработки, - рассказал Мальцев. - Причем последнюю - только в сотрудничестве с корпорацией "Сименс", которая смогла на своих производственных мощностях довести образец до ума.
Так появляется еще одна тема для дискуссии: кто должен воплощать светлую идею, существующую пока лишь на бумаге? Зарубежный опыт подсказывает, что это должна быть промышленность. По словам участников "круглого стола", транснациональные компании давно создали для этого специальные мощности. Представители немецких, английских и китайских промышленных гигантов буквально рыщут по миру в поисках перспективных разработок. Россия тоже пускается в этот путь, но наши корпоративные НИИ еще не выросли до масштабов таких "заводов в заводе". Поэтому наиболее перспективной схемой взаимоотношений науки и бизнеса пока видится сотрудничество на базе некой технологической площадки, например, технопарка - когда вуз поставляет идеи и разработки, а бизнес обеспечивает инвестиции и опыт коммерциализации.
Одновременно возникает и еще одна проблема: правовая защита "промежуточного этапа" интеллектуальной деятельности, ведь стадия идеи - самая уязвимая на пути от замысла к производству. Как автору защитить перспективную разработку от предприимчивых коллег, пока он сам не успел застолбить права на нее? Как вузу оформить свое участие в изобретении? Наиболее распространенная и болезненная для университета ситуация - когда некая организация объявляет конкурс инновационных проектов. Практика показывает, что в этом случае "утечка мозгов" приобретает массовый характер: на конкурс подают заявки студенты и аспиранты с разработками, на которые они прав не имеют. Так поначалу было с "Кроссом инноваций" - конкурсом, который в начале этого года объявил машиностроительный НИИ (УралНИТИ). Тогда, правда, ситуацию удалось направить в мирное русло: УрФУ, институт и Уральское отделение РАН заключили соглашение о сотрудничестве в инновационной сфере, где прописали взаимные обязательства в части создания совместных производств и защиты прав на интеллектуальную собственность.
Однако единичные положительные примеры не снимают всей остроты проблемы: как вузам отстоять свое право на равнозначную сторону в "треугольнике"?
По мнению Дмитрия Калаева, советника областного министра экономики, необходимо создавать предельно четкие правила: определить, как делится прибыль между всеми участниками цепочки, какие обязательства при этом ложатся на каждого. В качестве примера он привел опыт Израиля. Там изобретатель, работающий в университете, получает небольшую долю финансового результата коммерциализации его идеи - не более пяти процентов от прибыли. Но при этом вуз платит ему приличную зарплату и избавляет от расходов на патентование разработки и поисков потенциальных покупателей. В России другие реалии: тот же профессор вынужден выступать в роли предпринимателя, самостоятельно искать инвестора, оформлять документы на свою идею. В этом случае университет предоставляет автору, грубо говоря, только стол и стул. Так почему же он претендует на значительную долю прибыли?
Впрочем, "шкуру" незащищенной патентом инновационной идеи делить еще рано: на повестке дня пока стоит создание некой "инновационной этики" - понятных и приемлемых для всех правил обращения с интеллектуальной собственностью. Сегодня для нашей страны это становится необходимостью.
Элизабет Хафнер, директор по России и Евразии офиса торгового представительства США:
- Прежде чем в Россию придут инвесторы, они должны быть уверены, что интеллектуальная собственность здесь защищена. Накануне вступления в ВТО России придется это сделать.