06.05.2011 16:56
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему студенты все чаще покупают образование

    Почему студенты все чаще покупают образование

    В мае в вузах начинается защита курсовых и дипломных работ. И если одни студенты судорожно их дописывают, то другие предпочитают тратить на это не силы, а деньги.

    Шпаргалки на поток

    Уже никого не удивляет, что подобные работы можно приобрести практически на каждом углу. Многочисленные фирмы торгуют ими так беззастенчиво, словно это канцелярские товары. Более того, они активно рекламируют свои услуги. Хотя еще лет десять назад решались столь щекотливые вопросы, что называется, в условиях конспирации. Как-то незаметно для всех продажу курсовых и дипломных работ поставили на поток, и подпольный бизнес стал вполне законным. Но самое главное, что это явление легализовалось в умах. Оно перестало быть стыдным.

    По данным национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", от 3 до 7 процентов студентов покупают рефераты, эссе и курсовые. А уж скачивание работ из Интернета и вовсе вошло в норму. К услугам Всемирной сети в подобных случаях прибегают 50 процентов учащихся вузов.

    Бить тревогу по этому поводу стали преподаватели Казанского федерального университета. Недавно они провели круглый стол, посвященный студенческому плагиату. Как выяснилось, проблема выросла до огромных масштабов.

    - Кто-то может сказать, что студенты списывали всегда. Более того, считается, что написание шпаргалок весьма полезная форма подготовки к экзаменам, - говорит доцент кафедры социологии КФУ Лилия Низамова. - Однако эти взгляды устарели. Современные технологии привели к тому, что шпаргалки давно никто не пишет самостоятельно. Не надо себя обманывать. Они массово выпускаются издательствами, причем в удобном для списывания виде. Их можно сфотографировать, скачать на телефон, а иногда и вовсе достаточно на экзамене зайти в Интернет через мобильник.

    Всем обманщикам скидки

    С прошлого года студенты-социологи КФУ начали изучать рынок этих услуг. Оказалось, здесь работают как преподаватели-одиночки, так и целые фирмы. Одни называют себя образовательными центрами, другие центрами помощи студентам.

    - Они продают не только рефераты и курсовые. Мы еще не успели перейти на двухуровневую систему образования, а эти фирмы уже активно предлагают бакалаврские работы, - возмущается Лилия Низамова.

    Особенно поражает цинизм, с которым фирмы рекламируют свои "товары": например, акция "Закажи диплом в марте - получи доклад в подарок!". Специально для первокурсников они сбрасывают цены, а со второго заказа предоставляют накопительные скидки. Некоторые не скупятся на качественные упаковки для своей продукции. На одной из них указано, что фирма 8 лет на рынке, здесь же благодарные отзывы клиентов. И все это под слоганом "Учиться легко"!

    Но всех превзошла организация, которая использует на своем сайте и в раздаточном материале фотографию исторического здания Казанского университета. Увы, вуз вовремя не запатентовал свой образ.

    - Может возникнуть впечатление, что университет имеет какое-то отношение к этой фирме. Страдает его репутация, ведь студентов убеждают, что пишут для них именно наши преподаватели, - сетует Лилия Низамова.

    Что касается цен, то они не являются тайной за семью печатями. Достаточно забить в интернет-поисковике "купить курсовую" или просто прогуляться вдоль любого крупного вуза Казани. Информация будет висеть в буквальном смысле на каждом столбе.

    Стоимость курсовой от 1000 до 1300 рублей, дипломной работы - от 5 до 10 тысяч рублей. Все зависит от сроков, сложности и статуса вуза.

    - Радует, что хоть для КФУ работы стоят дороже, - горько иронизирует доцент кафедры социологии. - Вот только уровень этих работ невысок, хотя фирмы и гарантируют качество. Как правило, это просто примитивная компиляция различных текстов с небольшими авторскими вкраплениями. Штучную работу здесь не встретишь, такова специфика бизнеса.

    Штраф за списывание

    К сожалению, эта система развращает не только студентов, но и преподавателей. Показательную в этом плане историю рассказал доктор политических наук Сергей Голунов. Он давно занимается проблемой плагиата как в России, так и за рубежом.

    - Получая примерно 10 тысяч рублей на основном месте работы - в вузе, я как-то решил найти подработку в Интернете. И очень быстро наткнулся на фирму, торгующую курсовыми и дипломными работами. Мне предлагали 25 тысяч рублей в месяц за их написание. Таким образом, за обман преподавателю платят в 2,5 раза дороже, чем за честный труд, - смеется ученый.

    По его словам, сейчас в российских вузах возникает имитация учебного процесса. Человек приходит с определенным багажом знаний и с ним же уходит.

    - Нельзя сказать, что за рубежом не знают, что творится в нашей системе высшего образования. Представители зарубежных вузов, конечно, улыбаются на встречах, делают вид, что нас уважают, а на самом деле такие вещи они подмечают. И это ведет к подрыву нашей репутации, - говорит Сергей Голунов.

    Он выделяет несколько причин, по которым это происходит. Во-первых, отсутствие интереса к решению проблемы в Министерстве образования и науки РФ и у руководства большинства вузов страны. Во-вторых, у преподавателей нет стимула бороться с плагиатом. Это неоплачиваемая дополнительная работа. К тому же среди студентов, покупающих курсовые, немало так называемых блатных, пользующихся покровительством администраций вузов.

    Есть у Сергея Голунова и перечень возможных мер борьбы с плагиатом. В частности, он предлагает создать общероссийскую онлайн-службу по проверке студенческих работ. А в случае, если выпускник пойман на плагиате, аннулировать его диплом на 2-3 года. Другой вариант - отменить обязательную сдачу курсовых и дипломных работ, а взамен предложить какие-то иные формы аттестации. Или так: штрафовать студентов-плагиаторов, а преподавателей, которые вывели их на чистую воду, премировать. Причем за счет штрафных денег.

    Над законом

    Более реалистичные методы борьбы предлагает доцент кафедры социологии КФУ Искандер Ясавеев. Для начала надо внести в устав вуза соответствующие положения о недопустимости плагиата и подлога работ. Здесь же прописать дисциплинарные меры за нарушение этих пунктов. А то пока преподаватели могут лишь погрозить нечистоплотному студенту пальцем и заставить переписать курсовую.

    Еще один важный шаг - установка в университете программы "Антиплагиат". Она позволит быстро проверять работы на оригинальность. Пока ею пользуются лишь четырнадцать российских вузов из трех тысяч. Впрочем, не стоит возлагать на нее слишком больших надежд. Как любая программа, она несовершенна, ее можно обмануть. И бизнесмены, торгующие курсовыми, в этом поднаторели.

    А вот завкафедрой журналистики КФУ Светлана Шайхетдинова считает, что бороться надо в первую очередь с фирмами. Она предлагает рассматривать рефераты, курсовые, дипломные работы как неотъемлемую часть учебного процесса, осуществляемую лицензированными образовательными уч-реж-дениями. А, следовательно, их продажу фирмами расценивать как незаконную предпринимательскую деятельность.

    По ее мнению, надо инициировать прокурорскую проверку этих заведений, закрыть некоторые из них и таким образом создать прецедент.

    Между тем преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права юрфака КФУ Ришат Хасанов считает, что фактически эти фирмы законодательства не нарушают. Закон защищает права автора от воровства, а если он пишет работу для продажи, то ничего криминального здесь нет. Более того, такая деятельность даже не нуждается в лицензировании.

    - Это проблема стара как мир. Литературные негры, печатающиеся под чужими именами, будут всегда, - говорит он. - Другое дело, что необходимо обеспечить правовую защиту образу КФУ, чтобы его не могли использовать все кому не лень. А с фирмами следует бороться с точки зрения Закона о рекламе. Там содержится пункт о ненадлежащей рекламе, которая противоречит нормам нравственности и морали. И это противоречие здесь налицо.

    Ради корочки

    Пока преподаватели разрабатывают методику борьбы с плагиатом, студенты продолжают покупать курсовые и дипломы и качать их из Интернета. Для них это не "имитация учебного процесса", а привычная часть жизни. По словам студентки со стажем (училась в двух вузах) Саиды Шакировой, дело далеко не всегда доходит до пресловутых фирм. Ей предлагали написать курсовую работу свои же однокурсники. Она отказалась, поскольку уверена, что для себя напишет лучше, чем чужой человек, который штампует их по 15 штук в день.

    А вообще студенты стали меркантильными, сетует она. Продают даже тетради с прошлогодними лабораторными работами. Хотя в былые времена их просто отдавали. Покупают курсовые, по ее словам, далеко не всегда тупицы или представители золотой молодежи. Зачастую это вполне обычные студенты, которым просто лень писать самим. Примерно о том же говорит и недавняя студентка, а ныне аспирант Галина Ковалева.

    - Студенты, которым я преподаю, в большинстве своем страшно ленивы, избалованны, а цель их жизни в основном связана с получением высокого дохода. Учебу же они воспринимают как бремя, которое приходится нести, лишь бы только родители были спокойны.

    - Как-то я сидел на лавочке возле университета и случайно услышал разговор двух студентов, - вспоминает преподаватель журфака КФУ Дмитрий Туманов. - Один хвастался другому, как он четыре раза носил на защиту одну и ту же курсовую и никто даже не заметил. Потому что в университете все лохи.

    - Всем известно, какие высокие задачи ставятся перед российской системой образования, - говорит доцент кафедры социологии КФУ Лилия Низамова. - Она призвана обеспечить модернизацию страны, ее конкурентоспособность. Однако очевидно, что эти задачи не могут реализовать псевдоспециалисты, которые скачивали, покупали готовые работы и в итоге получили так называемую корочку.

    Поделиться