Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты могут быть повышены, как это сделано в отношении бензина, считают эксперты "РГ". Такой прогноз они сделали после вчерашнего обсуждения в правительстве проблем топливно-энергетического комплекса.
Выступая на совещании, вице-премьер Игорь Сечин дал понять, что государство может ввести ограничительные меры по нефти, чтобы стабилизировать цены на нефтепродукты.
Мощности имеющихся в стране нефтеперерабатывающих заводов - избыточны, сообщил "Российской газете" ведущий эксперт Центра развития Сергей Пухов. Если повысят пошлины, то на внутреннем рынке страны появится достаточное количество нефти, и проблема с дефицитом топлива будет решена. А он, напомним, накрыл многие регионы страны, что резко повысило цены на бензин.
Однако, считает эксперт, "качество бензина будет под большим вопросом, так как большая часть перерабатывающих мощностей давно не модернизировалась и не позволяет выпускать топливо хорошего качества". Сергей Пухов уверен, что практика ручного управления пошлинами "не имеет все-таки реальной силы - пока не выработан нормальный механизм, предсказуемый для бизнеса. Ведь любое резкое изменение губительно для него, так как не позволяет планировать долгосрочные траты, в том числе на модернизацию производства, предупреждает эксперт. Проблемы с дефицитом бензина и ростом цен на него показали, что текущая схема налогообложения очень жестко привязывает итоговую цену к динамике мировых котировок, пояснил сложившуюся ситуацию старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Поэтому, говорит он, если налоговая составляющая в цене будет больше, то влияние мировых колебаний цен будет меньше.
Вопросы повышения налогов на горюче-смазочные материалы представляются чуть ли не единственными способами решения проблем во многих сферах. Продуманное их повышение, по мнению Всемирного банка, как уже написала на днях "Российская газета", может обеспечить получение достаточного объема доходов, в том числе, и финансирования содержания дорожной сети.
Сергей Агибалов согласен, что "сейчас уровень акцизов не в полной мере компенсирует и в будущем тем более не сможет компенсировать потребность в инвестициях". Процесс их повышения должен быть растянут на период около пяти лет, что позволит избежать резкого удара для ряда секторов экономики. "Если возьмем европейский рынок, то там больше половины в цене топлива составляют налоги. У нас изначальная цена топлива несколько ниже, но налоговая составляющая должна повышаться и идти на содержание дорожного фонда, в том числе, на модернизацию".
Тем временем, когда вводили повышенные пошлины на бензин, премьер-министр Владимир Путин поручил минфину и министерству экономического развития продумать компенсационные меры для бизнеса. Однако минфин не видит необходимости в снижении ставок акцизов на топливо или налога на добычу полезных ископаемых, поскольку ситуация с дефицитом топлива постепенно стабилизируется, заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Позитивные сдвиги введение бензиновых пошлин уже принесло.
Кстати
В 2010 году, по данным Росстата, из добытых 504,9 млн тонн нефти на экспорт ушло 250,4 млн тонн. На переработку поступило 249,3 млн тонн. НПЗ произвели 35,968 млн тонн бензина и 70 млн тонн дизтоплива.